Киберсквоттинг

Киберскво́ттинг (англ. сybersquatting) — приобретение доменных имён, созвучных названиям известных компаний, или просто с "дорогими" названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберскво́ттерами.

Содержание

Происхождение названия

Английское слово squatting означает «самовольное поселение».

Виды киберсквоттинга

Можно выделить следующие виды занятий, обычно объединяемых термином «киберсквоттинг» или «захват доменов».

  • Тайпосквоттинг — регистрация доменных имён, близких по написанию с адресами популярных сайтов в расчёте на ошибку части пользователей. Например, «wwwlenta.ru» в расчёте на пользователя, который хотел попасть на «www.lenta.ru». При близости к очень популярным доменам тайпосквоттер может собрать на своём сайте некоторый процент «промахнувшихся» посетителей и за счёт показа рекламы заработать денег.
  • Брендовый киберсквоттинг — регистрация доменных имён, содержащих товарные знаки, фирменные наименования, популярные имена собственные, то есть, средства индивидуализации, охраняемые законом. Хотя при этом у киберсквоттера есть риск лишиться домена и подвергнуться ответственности, но законные владельцы товарных знаков часто предпочитают не судиться, а выкупать захваченные домены.
  • Защитный киберсквоттинг — когда легальный владелец популярного сайта (товарного знака) регистрирует все доменные имена, близкие, созвучные, похожие, связанные по смыслу с его собственным доменным именем. Делается для того, чтобы не стать жертвой киберсквоттеров. Например, владелец популярного сайта «www.firma.ru», очевидно, захочет также зарегистрировать домены «firma-msk.ru», «firma-spb.ru» и «firma.org», чтобы перенаправлять с них посетителей на свой основной сайт, а также «anti-firma.ru», чтобы не использовать его.

Бывают случаи, когда доменное имя захватывают с целью шантажа или вымогательства. Киберсквоттер угрожает разместить на захваченном домене сайт с негативной информацией или выдавать этот сайт за принадлежащий правомерному владельцу средства индивидуализации. Впрочем, этот вид киберсквоттинга отличается повышенным риском и применяется редко. Для иллюстрации можно вспомнить историю с сайтами «lugkov.ru» и «lujkov.ru». Другой пример — подложный сайт Генпрокуратуры «gprf.info» (ныне не существует).

Основы киберсквоттинга

Киберсквоттер не может позволить себе регистрировать в качестве доменного имени все сколь-нибудь осмысленные сочетания символов. Ему надо выбирать наиболее перспективные. Чтобы предсказать, какие слова станут популярными в будущем, есть несколько методов.

  • Сквоттеры стараются получить доступ к статистике поисковых запросов популярных поисковых систем. Когда в статистике появляются новые слова и сочетания, либо отмечается неожиданный рост частоты каких-то слов сверх обычного, это верный признак, что очень скоро может потребоваться соответствующее доменное имя.
  • Сквоттеры следят за свежими новостями. Появление в них новой темы означает предстоящий спрос на соответствующие слова в доменных именах.
  • Сквоттеры следят за свежими регистрациями в самых популярных доменных зонах, прежде всего, com. Практика подсказывает, что имя, появившееся в com, с большой вероятностью скоро потребуется и в других зонах.

В последнее время отмечаются случаи, когда киберсквоттеры продают домены не конечным потребителям, а друг другу. Это говорит о развитости рынка доменных имён. Домены постепенно превращаются из чисто потребительского товара в средство инвестирования.

Также следует упомянуть так называемый обратный захват доменного имени. Согласно российскому законодательству, товарный знак имеет «приоритет» перед доменным именем, то есть, владелец товарного знака может запретить использование своего знака в доменном имени; фактически это означает отобрать домен (ч.2 ст.4 закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Если владелец популярного домена не озаботился регистрацией соответствующего товарного знака, киберсквоттер может зарегистрировать на свою компанию этот товарный знак по классу МКТУ, который соответствует контенту сайта. После чего у сквоттера появляется очень хороший шанс отобрать доменное имя через суд.

Методы противодействия

  • Профилактические методы:
    • упреждающая регистрация доменных имён с целью опередить киберсквоттеров;
    • защита информации о планах, проектах, исследованиях рынка в режиме коммерческой тайны;
    • регистрация соответствующего товарного знака или фирменного наименования.
  • Реакционные методы:
    • доказательство в суде недобросовестной конкуренции или злоупотребления правом со стороны киберсквоттера;
    • доказательство недобросовестного использования домена (для случая UDRP);
    • демонстрация незаинтересованности в домене и ожидание окончания срока регистрации;
    • оказание иного воздействия на киберсквоттера или регистратора.

Профессиональные киберсквоттеры существуют и, согласно некоторым данным, даже получают большую прибыль благодаря тому, что многие предпочитают выкупать у них домены. Выкупают даже в тех случаях, если домен можно было бы отобрать через суд, поскольку предвидимые судебные издержки и упущенная выгода больше, чем цена, которую запрашивает киберсквоттер.

См. также

Ссылки

Примеры киберсквоттеров

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home