Евсекция

ЕвСекция, Еврейская секция — еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии.

Созданная в противовес еврейским партиям Бунд и сионистам, с целью подавить иудаизм и «буржуазный национализм» и заменить еврейскую культуру традиционнoгo местечка «пролетарской культурой»,

.

Важная цель Евсекции состояла в мобилизации мирового еврейства в пользу советского режима.

Первая конференция Евсекции прошла в октябре 1918 в Москве. СВ Евсекцию вошли многие представители Бунда, Поалей Цион и др. революционных еврейских парти. Председателем Центрального бюрю Еврейстой секции ВКП(б) был Семен Диманштейн. Главный орган Дер Эмес. Последний главный редактор газеты Мойше Литваков.

Содержание

Идеология

В российском революционном движении остро осознавался «Еврейский вопрос». Многие стремилось решить проблемы евреев революционным путем. По мнению проф. Юрия Слезкина (см. Еврейское столетие) одновременно с русской происходила и Великая еврйская революция за обновление и изменение общественного порядка в еврейском обществе.

Многие евреи-революционеры были враждебны к традиционной местечковой еврейской культуре. Многие отрицали еврeйский национализм или сепаратизм в политике. Как и все революционное движение они были противниками «старого мира», атеистами, верили в пролетарский интернационализм и искореняли любой признак «еврейского партикуляризма».

Вместе с тем, члены евсекции никогда не были ассимиляторами и им не нашлось места в национальном строительстве СССР, проводившемся по принципам сталинской теории решения национального вопроса, как не нашлось там места еврейской культуре.

Создание еврейской пролетарской культуры

Советы предпринимали некоторые усилия поощрить «советскую пролетарскую культуру» на идиш как контрмера против традиционного еврейского «буржуа» или «штетл» культуры. Еврейская газета Дер Эмес («Правда» на [идиш]е) выходила с 1918 до 1938.

В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков Белоруссии. В течение 1930-ых 1920-ых, много образовательных учреждений в прежней Черте oсёдлости, преподавали на идиш. Были созданы еврейские автономные районы Калининдорф, Сталиндорф и Новый Златополь в Украине, Фрейдорф в Крыму.

В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан Еврейский пролетарский театр в Москве, а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.

В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.

При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии.

Евсекция занималассь созданием еврейских коллективных хозяйств и решением проблем декласированного еврейского населения.

«Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу». Текст этот взят не из современной сионистской брошюры, а написан идишским некоммунистическим гуру Хаимом Житловским на идише. Естественно, еврейским языком автор считает идиш.

Новая жизнь несла новые слова и понятия: шабесник, пейсаховник, йомкиперник. Так назывались выходные дни, хорошо передававшие иконоборческий характер новой жизни.

«Программа социалистического преобразования советского еврейства» Центрального Бюро Еврейской Секции Коммунистической партии большевиков, написанное в 1926 году бывшей видной деятельницей Бунда Малкой (Эсфирь) Фрумкин, мало отличалась от подобных сионистских проектов.

Евсекции активно превращали синагоги в клубы, библиотеки, магазины, кинотеатры, спортзалы. Молодые коммунисты, как и молодые киббуцники или бундисты, писали свои пасхальные предания Агадот, лепили свои идеалы с европейских фермеров, создавали новые обряды, как ройтер брис (красное обрезание), куда приглашали и своих нееврейских товарищей. Интересно, что от обрезания тогда еще никто не отказывался, ни в самых атеистических кибуцах, ни в евсекциях, ни даже евреи, почитавшие себя шабес-гоями.

После закрытия Евсексии культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута вплоть до того, что в 1948 г. вышел негласный запрет на исполнение еврейской музыки даже в ресторанах.


Борьба с идеологическими противниками

Ленин писал в его «Критических Замечаниях по Национальному Вопросу» (1913): «Кто бы ни прямо или косвенно выдвигает лозунг еврейской „национальной культуры“, является (независимо от того, что его хорошие намерения могут быть), врагом пролетариата, сторонником старого, сообщником раввинов и буржуазии».

Большевики считали иврит «реакционным языком», связанный с иудаизмом и с сионизмом. Он был официально запрещен Наркомпросом (Комиссариат Образования) в 1919. Еврейские книги и периодические издания прекратили появляться и изъяты из библиотек. Преподавание иврита было прекращено. Московский театр Габима должен был получить официальное разрешение существование лично от Ленина, но был заклеймлен как «гнездо сионизма». В начале 1920-ых театр поехал на зарубежные гастроли и остался в Германни, а позже переехал в британскую Палестину в 1926.

Роспуск

Евсекция была расформирован в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Многие из её членов погибли во время террора 1938 г.

Ссылки

  • Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
  • Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
  • Костырченко, Геннадий. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. Москва, 2001.
  • Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.
  • Еврейские секции на английском
  • Советские евреи:Анна-Ванна наш отряд Михаэль Дорфман
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home