Куйбышевская железная дорога

Ку́йбышевская желе́зная доро́га — филиал ОАО «РЖД». Дорога образована в 1936 году из Самаро-Златоустовской железной дороги и ряда участков Московско-Казанской железной дороги. Название Куйбышевская по имени В. В. Куйбышева дорога получила в мае 1953 года.

Дорога граничит с Московской, Горьковской, Приволжской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железными дорогами. Общая протяжённость путей — 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км. Управление дороги находится в Самаре.

Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка — Инза — Ульяновск и Ряжск — Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка — Пенза — Ртищево и Ульяновск — Сызрань — Саратов идут с севера на юг. Границы дороги на этих линиях: Громово (Саратов — Сызрань), Кривозёровка (Пенза — Ртищево). Основные узловые станции дороги: Пенза, Сызрань, Октябрьск, Самара, Дёма, Кинель.

В состав дороги входят пять отделений: Пензенское, Самарское, Башкирское (Уфа), Ульяновское, а также представительство дороги в Татарстане (Нижнекамск, Набережные Челны).

Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.

Содержание

История

Первой железной дорогой в границах Куйбышевской стала Моршано-Сызранская железная дорога построенная в 1874 году. В 1877 году дорога была продолжена до станции Кинель, через Волгу, где была налажена переправа пассажиров, грузов и багажа летом на пароходах, а зимой на санях по льду. В 1880 году по проекту профессора Н. А. Белелюбского для переправы через Волгу был построен мост — самый большой в Европе и самый технически совершенный для того периода. В 1888 году дорога от станции Кинель продлена до Уфы, в 1890 до Златоуста, в 1892 году до Челябинска. Соединенные участки составили Самаро-Златоустовскую железную дорогу, управление которой было перенесено из Уфы в Самару. В состав дороги также вошли линии Рузаевка — Рязань (1884), Рузаевка — Сызрань (1898), Инза — Симбирск (1898), Сызрань — Батраки (1900), Часовня-Пристань — Мелекесс (1902), в 1911 году линия Часовня-Пристань — Мелекесс продляется до Бугульмы, а в 1914 до станции Чишмы.

В 1898 году было открыто по узкоколейной железной дороге к Сергиевским Минеральным Водам, строительством дороги руководил инженер Н. Г. Гарин-Михайловский.

В 1930 годы осуществлена коренная реконструкция дороги, проведено усиление пути, прокладка вторых путей, получены новые паровозы серий Су, Эу, Эм, Эр, и немного позднее более мощные грузовые ФД и пассажирские ИС.

В 1936 году в состав дороги входит участок Дёма — Ишимбаево и присоединены участки Сызрань — Кузнецк и Сызрань — Инза.

В 1943 году на дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок: Куйбышев — Безымянка. Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы, находящиеся в районе станции Безымянка, в то время как жилого фонда там не было и рабочие размещались в районе старой Самары.

В 1944 году заканчивается строительство Волжской рокады — Иловля — Саратов — Сызрань — Свияжск. Часть Волжской рокады от Громово до Цильны ныне относится к Куйбышевской железной дороге.

В 19531954 годах электрифицирован на постоянном токе участок Дёма — Кропачёво. К концу 1958 года электрифицируется участок Похвистнево — Куйбышев — Сызрань — Инза. Населенные пункты находящиеся вблизи от железной дороги впервые получали электроэнергию именно от линий питающих тяговые подстанции.

Дорога награждена Орденом Ленина (1971).

Деятельность

За 2005 на Куйбышевской железной дороге было погружено 889 тыс. т грузов (97 500 контейнеров), что на 15,5 % превысило показатель предыдущего года[1].

Источники

  1. «Контейнерные перевозки растут». «Ведомости», № 213 (1740), 13 ноября 2006

Ссылки


Российские железные дороги
Восточно-Сибирская | Горьковская | Дальневосточная | Забайкальская | Западно-Сибирская | Калининградская | Красноярская | Куйбышевская | Московская | Октябрьская | Приволжская | Сахалинская | Свердловская | Северная | Северо-Кавказская | Юго-Восточная | Южно-Уральская
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home