Монорельс системы Лартига

Монорельс системы Лартига (по имени разработавшего систему инженера Шарля Лартига, Charles Lartigue) — один из первых монорельсов вообще и одновременно один из первых монорельсов, имевших практическое применение.

Содержание

Описание системы

В поперечном сечении путь был похож на букву «А» высотой около метра. Поверху шёл основной (несущий) рельс, снизу по бокам шли два направляющих рельса. Этот путь устанавливался на поверхности земли на шпалах. Секции в форме буквы «А» устанавливались на расстоянии примерно метра друг от друга. Несколько укорачивая или удлиняя длину «ног» секций можно было добиться прямого пути не выравнивая неровностей почвы.

Паровозы и вагоны, напоминавшие своего рода «сиамских близнецов», опирались на основной рельс и как бы подвешивались на нём . У паровозов было две топки и два котла — справа и слева от рельса. Колёса и цилиндры располагались между котлами.

Кроме основных колёс, опиравшихся на верхний рельс, паровозы и вагоны имели поддерживающие колёса опиравшиеся на направляющие рельсы и предохранявшие поезд от опрокидывания.

История

Возможно, идея создания железной дороги такого рода была навеяна Лартигу видом верблюдов в Алжире, перевозивших грузы в корзинах, подвешенных с двух сторон горба. Как бы то ни было, по задумке Лартига изобретённая им транспортная система должна была использоваться в тех случаях, когда строить настоящую железную дорогу было слишком дорого и скорость не имела большого значения. К тому же систему легко было разбирать и переность с места на место.

Первая линия такого монорельса была построена во Франции и соединяла Флюрс (Fleurs) и (Panissières) Панисьер (департамент Луары). В октябре 1877 года по заказу Лартига был изготовлен паровоз, имевший следующие характеристики:

  • Диаметр колёс: 2 фута
  • Диаметр цилиндра: 7 дюймов
  • Ход поршня: 12 дюймов
  • Давление пара: 150 фунтов/кв. дюйм

В 1886 году система демонстрировалась в Лондоне (был построен отрезок пути, по которому ездил паровоз). Демонстрация вызвала интерес, и Лартигу удалось собрать тридцать тысяч фунтов стерлингов на строительство монорельса в Ирландии между морским курортом Баллибунион (Ballybunion) и городом Листоуэл (Listowel), где кончалась обыкновенная железная дорога.

Линия монорельса общей длиной в девять с половиной миль была открыта в 1888 году, через шесть месяцев после начала строительства. Строительство одной мили монорельсовой дороги стоило три тысячи фунтов стерлингов — намного дешевле строительства обыкновенной железной дороги.

В 1920 году эта железная дорога имела три паровоза (из которых один использовался редко и был скорее резервом). Как утверждалось, каждый паровоз мог тянуть груз в 240 тонн со скоростью в тридцать миль в час.

Имелось одиннадцать пассажирских вагонов, насчитывавших 52 места первого класса и 228 мест третьего класса, пять грузовых вагонов и семнадцать вагонов для насыпных грузов.

Важнейшим фактором при эксплуатации такой дороги было обеспечение равновесия поезда. Перед отправлением кондуктор следил за тем, чтобы количество пассажиров в половине вагона с одной стороны рельса соответствовало количеству пассажиров в половине вагона с другой стороны рельса.

При эксплуатации монорельса возникло множество проблем. Вместо переезда как на обыкновенной железной дороге, на пересечениях линии монорельса с дорогами приходилось устраивать конструкции, напоминающие подъёмные мосты. Имеются также упоминания и о другом типе переездов (в статье, датированной 1920 годом). На этих пересечениях часть линии монорельса, пересекавшая дорогу, делалась поворотной и при необходимости поворачивалась вдоль дороги на оси, закреплённой посередине дороги. Возможно, оба типа переездов существовали одновременно, или со временем один тип заменил другой.

Проблемой было также составление поездов. На обыкновенной железной дороге для этого производят маневровые работы, но на монорельсовом пути невозможно было сделать стрелки, поэтому составы можно было формировать только при помощи поворотного круга.

Все эти проблемы привели к тому, что в 1924 году монорельс был закрыт. Идея себя не оправдала, и хотя монорельс приобрёл характер аттракциона и привлекал многочисленных туристов, в связи с техническими трудностями дальнейшая его эксплуатация была невозможна.

Последняя монорельсовая линия системы Лартига была построена в США, в пустыне Мохаве (Mojave), штат Калифорния и использовалась фирмой Sierra Salt Corporation при добыче магния для его перевозки из Crystal Hills в Trona, где располагалась ближайшая железнодорожная станция. Линия просуществовала два года и была закрыта в связи с прекращением разработки магниевых шахт. Сохранившиеся фотографии этой линии датируются 1924 годом.

Монорельс Лартига в итоге так и остался техническим курьёзом, так как не имел особых преимуществ перед ближайшим конкурентом — узкоколейными железными дорогами (они тоже были дёшевы в строительстве и эксплуатации, их тоже можно было переносить с места на место), и в то же время имел много недостатков (переезды, составление поездов).

Возрождение монорельса

В 1988 году с связи со столетним юбилеем монорельса возродился интерес к этой необычной транспортной системе. Этому способствовала публикация нескольких книг о монорельсе. А один любитель истории техники даже отреставрировал один вагон и пятьдесят метров пути, чудом сохранившихся спустя шестьдесят лет после закрытия монорельса.

В середине 1990 года был создан комитет по восстановлению монорельса Лартига (Lartigue Restoration Committee). После сбора средств комитет приступил к воссозданию монорельса.

Возрождённый монорельс был открыт в июне 2003 года. Он имеет характер туристической железной дороги. Длина линии составляет один километр. Имеется два вагона третьего класса, являющиеся копиями оригинальных вагонов. Единственный локомотив также внешне является точной копией оригинального паровоза, но приводится в действие дизельным двигателем.

Литература

  • The pictural Encyclopedia of Railways. The Hamlyn Publishing Group Limited. London — New York — Sydney — Toronto. ISBN 0 600 37585 4
  • World of Trains. Edited by Patrick B. Whitehouse. Hamlyn/New English Library. London — New York — Sydney — Toronto. ISBN 0 600 39345 3

Ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home