Арамейский язык

Араме́йский язык — язык из группы семитских языков. Известно, что на арамейском языке говорил Иисус Христос.

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) чрезвычайно близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Зато язык их вёл себя чрезвычайно агрессивно, непрерывно расширяя свою территорию. Арамейский выполняет роль «лингва франка» во всём регионе Ближнего Востока. Он вытесняет из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общаются послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усиливается положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VII век до н. э.IV век до н. э.), при которых он становится официальным языком империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурирует с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.

Все говоры и варианты арамейского языка можно разделить на две большие группы: западноарамейский (Палестина, Галилея, Дамаск) и восточноарамейский (центральная Сирия и Вавилон). Наибольшее количество письменных памятников обоих диалектов сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский талмуд (западный диалект), Вавилонский талмуд (восточный диалект). Помимо этих больших текстов встречается огромное количество более мелких документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках в точности так же, как в этот текст вкраплено само слово «глосса»).

Поскольку арамейский находился в активном письменном использовании по крайней мере с конца II тысячелетия до н. э. и примерно до конца I тысячелетия н. э., он не мог не развиваться и не меняться. Обычно выделяют следующие периоды истории арамейского языка:

С приходом арабов начинается закат арамейского. Тем не менее в течение всего средневековья арамейский был в употреблении во многих местах на территории Сирии, Ирака, Ливана. Сегодня он сохранился у примерно одной-двух тысяч жителей горных деревень в районе Дамаска (сильно изменившийся западноарамейский) и нескольких десятков тысяч айсоров (aturay) на территории Ирака, Ирана, Сирии и Закавказья (восточно-центральный диалект). Помимо этого арамейский продолжает использоваться для религиозных целей ливанскими христианами, самаритянами в Израиле, евреями.

Серьёзной проблемой арамеистики является то, что собственно арамейских текстов до нас дошло довольно много, но все они достаточно короткие. Короткие тексты вполне позволяют идентифицировать язык, исследовать его фонетику и, в меньшей степени, морфологию, но вот в том, что касается синтаксиса и словарного запаса, они малопродуктивны. Действительно обширная и богатая литература представлена либо иудео-арамейским (примерно половина книги Даниила и книги Ездры из Ветхого Завета, оба талмуда, причём они написаны на разных диалектах, книга Зогар, время написания которой, впрочем, часто относят к значительно более поздней эпохе, таргумы и масса менее крупных текстов), либо сирийскими (переводы Ветхого и Нового Заветов Библии, большое количество христианской литературы, исторические хроники, поэзия) вариантами арамейского языка.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home