Грузовой трамвай

Грузовой трамвай — вид уличного рельсового транспорта для перевозки (развозки) грузов в пределах города, одно из применений трамвая.

С ростом промышленности и торговли в XIX веке, стали возрастать внутригородские перевозки грузов. Обычный гужевой транспорт перестал справляться с растущими грузопотоками. Поэтому с появлением в середине века городских конных железных дорог (конок) они стали использоваться не только для пассажирских перевозок, но и для перевозок грузов. Грузовая конка стала непосредственной предшественницей электрического грузового трамвая.

Часто грузы доставлялись к складам и магазинам с железнодорожных станций по путям, специально проложенным по городским улицам, непосредственно в железнодорожных вагонах, без перегруза. Для этого могли использоваться как лошади, так и небольшие паровозы.

С появлением электрического трамвая новая тяга стала распространяться и для грузовых перевозок. Охватившая все крупные города Европы и Северной Америки сеть трамвайных путей позволила связать пакгаузы городских железнодорожных станций и речных причалов со складами и площадками заводов в других городских районах. Строились и специальные грузовые трамвайные линии, предназначавшиеся только для грузовых перевозок. Так, трамвайная система Кисловодска, открывшаяся в 1903 году и закрытая в 1966 году, всё это время была исключительно грузовой (использовалась для доставки готовой продукции с нарзанного завода на железнодорожные склады).

Высокая провозная способность электрических грузовых трамваев, а также дешевизна перевозок в сравнении с гужевым транспортом и ранними грузовыми автомобилями позволяли им успешно конкурировать во внутригородских грузовых перевозках.

Значительное увеличение количества грузовых трамваев произошло во время Первой Мировой войны, в связи с большой мобилизацией лошадей и грузовиков в армии воюющих государств. Например, в 19151921 гг. большая часть грузов (уголь, дрова, мука, и т. д.) в Москве, Петрограде и других крупных городах России перевозилась от железнодорожных пакгаузов к магазинам и складам именно грузовыми трамваями. На пике популярности в 20—30-е гг. грузовые трамваи в городах Северной Америки даже исполняли роль катафалков (к крупнейшим городским кладбищам были проложены специальные подъездные пути). В связи с падением роли городского трамвая к концу 30-х годов утратил свое значение и грузовой трамвай. Однако, во время Второй Мировой войны значение грузового трамвая в СССР снова значительно возросло. Так львиная доля внутригородских грузоперевозок в Москве и Ленинграде в 1942—1945 гг. осуществлялась именно грузовыми трамваями.

Полностью движение грузовых трамваев в Москве было прекращено в 1972 г. с закрытием грузового трамвайного депо. В Санкт-Петербурге грузовое трамвайное движение сохранялось вплоть до недавнего времени (грузы подвозились на завод «Русский дизель», многие предприятия Васильевского острова). В Харькове участок трамвайной сети до сих пор используется для подачи грузовых железнодорожных вагонов на кондитерскую фабрику.

Начиная с 80-х годов ХХ века в странах Западной Европы возрождается интерес к экологически чистому и производительному грузовому трамваю. Например, грузовые трамвайные поезда применяются в немецких городах Вольфсбурге (с 1998 г.) и Дрездене2001 г.[1]) для перевозки комплектующих со складов поставщика на сборочные заводы «Фольксвагена», расположенные в этих городах. Состав состоит из двух моторных вагонов с постом машиниста в обоих концах поезда и трёх промежуточных грузовых моторных вагона. Каждая ось приводится в действие асинхронным мотором мощностью в 45 кВт, таким образом общая мощность поезда составляет 900 кВт. Пустая масса поезда — 90 тонн, максимальная масса (с грузом) — 150 тонн. Общая длина состава — почти 60 метров.

Конструктивно грузовой трамвай представляет собой тот же городской трамвай, только с заменой пассажирского салона на грузовую платформу или закрытый отсек фургонного типа. Применение грузового трамвая в условиях современных мегаполисов может быть целесообразным при условии их эксплуатации на специальных выделенных линиях или параллельно со скоростным трамваем, что позволяет заметно снизить нагрузку на городские магистрали.

Примечания

  1. Schenk B. , Toorn, M. van den. Trams 2002. — Alkmaar: Вe Alk, 2002. — ISBN 90-6013-419-2
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home