Исторический материализм

Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIXXX веках в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина. Исходит из положения о первичности материальной жизни общества по отношению к общественному сознанию. Рассматривает исторический процесс как последовательную и закономерную смену общественно-экономических формаций, обусловленную ростом и совершенствованием материального производства.

Содержание

Основные принципы и понятия

Исторический материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки. Базис — это производственные отношения, неразрывно связанные со способом производства. Надстройка — совокупность политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных отношений, философских воззрений. Также к надстройке относятся общественные структуры и учреждения (государство, церковь, политические партии и прочее). Общество может разделяться на классы — части, характеризующиеся различным отношением к средствам производства и ролью в производственных отношениях. В этом случае наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов. Надстройка обусловлена базисом, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него.

Движущие силы эволюции общества

Экономика развивается, чтобы удовлетворять возрастающие потребности людей в материальных благах. Согласно историческому материализму, изменение способа производства неизбежно вызывает изменение базиса — производственных отношений. В результате надстройка, которая обычно является гораздо более консервативной, перестаёт соответствовать уровню производства и, фактически, становятся тормозом экономического развития общества. В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревшей надстройки на новую. Это изменение может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те классы общества, которые наиболее не удовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в её изменении.

Этапы развития общества

Исторический материализм считает, что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

  • Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная. На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства, товарно-денежных отношений, и обусловило переход к рабовладению.
  • Рабовладение. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «рабочий скот». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.
  • Феодализм. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.
  • Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
  • Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) идеальное устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом, реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по потребности». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».

Исторический материализм считает, что социальное развитие человечества в принципе конечно — за коммунизмом не последует никакой другой общественно-экономической формации.

Исторический материализм и реальная история

Исторический материализм в XX веке стал одним из элементов идеологической системы СССР и других социалистических государств. Начиная примерно с 1920-х годов научная разработка этого направления практически прекратилась, оставшись в русле толкования работ создателей и попыток объяснить реальные исторические события, которые не вполне соответствовали нарисованной историческим материализмом картине, таким образом, чтобы не подвергнуть сомнению основы теории. Как отмечал Карл Поппер, в результате таких попыток исторический материализм из спорной, но научной теории фактически превратился в псевдонауку.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home