Александров, Григорий Васильевич

Григорий Васильевич Александров

Кинорежиссёр
Дата рождения: 23 января 1903
Место рождения: Екатеринбург, Россия
Дата смерти: 16 декабря 1983
Место смерти: Москва, СССР

Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (10 (23) января 1903, Екатеринбург — 16 декабря 1983, Москва) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1948), дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1950), Герой Социалистического Труда (1973).

Биография

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия — Мормоненко) родился в семье уральского горнорабочего, начал свою трудовую деятельность с девяти лет.

С 1912 работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссера.

1917 — Закончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки)

1920 — Закончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию.

1921 — Работает актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта. Знакомится с Сергеем Эйзенштейном. Вместе они участвуют в создании нескольких спектаклей. Александров играет роль Глумова в поставленном Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В спектакле были использованы цирковые трюки и эксцентрика.

1924 — Участвует в работе над сценарием и помогает Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), снимается в них как актёр.

1927 — Выступает как совавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма Энзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).

C 1929 по 1932 совмесно с Эйзенштейном и оператором Э. К. Тиссе работает в США, где обучается мастерству у своих коллег в Голливуде.

1932 — вместе с Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику снимает фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

1932 — возвращается в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снимает фильм «Интернационал», прославляющий Сталина и его политику.

1933 — встречается на даче у М. Горького со Сталиным. Вождь поручает создать для советского зрителя комедию.

1934 — Заканчивает съемки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нем недостаточно «революционного пафоса», Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Максим Горький. Он помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С «Веселых ребят» начался «звездный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля (1934). Ч.Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

1936 — снимает фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан Александровым, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

1936 — по личному поручению Сталина снимает и монтирует фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».

1938 — выпускает комедию «Волга-Волга», имеющую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.

1940 — выходит фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. В. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947). В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомилионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность.

1973 — снимает свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», который так и не вышел на экраны.

1983 — снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».

С 1951 по 1957 Александров был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.

Фильмография

  • 1925 — Броненосец Потёмкин (сорежиссёр)
  • 1927 — Октябрь (сорежиссёр)
  • 1929 — Старое и новое
  • 1932 — Интернационал
  • 1934 — Весёлые ребята
  • 1936 — Цирк
  • 1937 — Доклад тов. Сталина о проэкте Конституции СССР на VII Черезвычайном Съезде Советов
  • 1938 — Волга-Волга
  • 1938 — Первое мая
  • 1940 — Светлый путь
  • 1943 — Семья
  • 1944 — Каспийские люди
  • 1947 — Весна
  • 1949 — Встреча на Эльбе
  • 1952 — Композитор Глинка
  • 1958 — Человек человеку
  • 1960 — Русский сувенир
  • 1961 — Ленин в Польше
  • 1965 — Перед Октябрём
  • 1965 — Ленин в Швейцарии (ТВ)
  • 1973 — Скворец и Лира
  • 1983 — Любовь Орлова

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home