Йогачара

Йогача́ра (санскр. योगाचार, yogāchāra?, «практика йоги»), также виджнянава́да, читтаматра — одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа йогачары сформировалась в IVV веках.

Учение йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китае, в Японии и в Монголии.

Название читтаматра означает только-сознание. Название виджнянавада означает путь познания. Эту школу называют субъективным реализмом, подчёркивая, что индивидуальные кармические факторы, определяющие восприятие реальности, должны быть своими для каждого существа.

Содержание

Представители йогачары

Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). Этот период в буддийской литературе ассоциируется с Тремя поворотами Колеса Учения. В Тибет учение принёс Дхармаракшита, ученик Атиши, элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма.

Спор между йогачарой и мадхъямакой

Мадхъямака утверждает, что отсутствует «абсолютная реальность» и существует только конвенционная реальность. Йогачара утверждает, что создание (опираясь на алая-виджняну) является абсолютноё реальностью. Эти дебаты продолжались также в Тибете, при тезис Шэнтонг (пустоты других) противопоставлялся тезису Рангтонг (пустоты себя).

Имеется также синтетическое учение Йогачара-Сватантрика-Мадхъямака, которое предложил Шантаракшита, это была одна из последних философских теорий, созданных в Индии до исламского вторжения.

Наибольшее влияние оказала йогачара на школу Ньингма. Реформатор буддизма Чже Цонкапа провёл детальное изучение философских школ Индии и взял за основу своего учения (оформившегося в школу гелуг) мадхъямаку-сватантрику.

В китайском буддизме на основе йогачары сформировалась школа Фасян, соответствующая японской школе Хоссо.

Краткое описание философии йогачары

В соответствии с воззрениями йогачары, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления (дхармы) и внешний мир за пределами сознания является ложным, нереальным. Реален только познающий субъект. Это положение отличает йогачару от мадхъямаки. При этом различается несколько уровней сознания, при этом определяется абсолютное, непрекращающееся сознание — алая-виджняна — «сознании-сокровищнице», которое запускает и координирует все остальные уровни. В классической йогачаре алая-виджняна — это не духовная субстанция, как в европейском субъективном идеализме, и тем более не нирвана, а скорее «поток сознания», долженствующий быть пробуждённым. «Только сознанием» йогачара считает исключительно сансару. Если мадхъямака использует логическое мышление только для того, чтобы продемонстрировать его внутреннюю противоречивость и таким образом вывести человека за пределы логики, йогачара — самая сложная из всех индийских философских систем — с помощью логики устанавливает, как сознание запутывается в иллюзиях и как его из этих иллюзий вывести. Многие построения йогачаринов оказались настолько удачными, что были заимствованы остальными буддистами и фактически стали общемахаянскими. Таковы этапы пути бодхисаттвы и теория Трех Тел Будды. Йогачарины внесли большой вклад в разработку логических проблем, а также в теорию и практику буддийского тантризмаваджраяны.

В дальнейшем йогачара эволюционировала в направлении классического субъективного идеализма: сознание в описании поздних йогачаринов всё больше походило на вечную, неподвижную субстанцию. В конце концов некоторые варианты йогачары вобрали в себя теорию татхагатагарбхи — учения о природе Будды, лежащей в основе всего мироздания и актуально присутствующей в каждом живом существе. Именно в таком виде йогачара стала наиболее популярна в Китае и на Дальнем Востоке.

Три природы

Йогачара определяет три природы сознания, соответствующие разным уровням:

  • Паракалпита или Воображаемая Природа, когда явления неправильно воспринимаются, базируясь на ложных концепциях, возникших вследствие ошибок или отсутствия объективности;
  • Паратантра или Зависимая Природа, когда становится понятной взаимозависимость явлений;
  • Параниспанна или Абсолютная Природа, когда явления представлены такими, как они есть, независимо от концепций и воззрений.

Таким образом йогачара утверждает, что наше восприятие внешних объектов может быть искажённым, и для восприятия любых явлений необходимы как органы чувств, так и коррелятивное сознание, чтобы восприятие могло состояться.

Модель сознания

Сознание в йогачаре определяется через восемь уровней. Эта теория пытается объяснить циклическое существование живых существ в сансаре, механизм нового рождения и как проявляется карма. В частности ответить на вопросы, почему результаты тех или иных деяний не проявляются немедленно, и почему карма ждёт возможности проявиться себя.

Для этого вводится понятие алая-виджняна (вместилище сознания), предполагающее запоминание событий и деяний, алая-виджняна является и кармической память, и механизмом кармического последействия. При этом метафорически используется также понятие биджа — семя. Смысл этого понятия в том, что деяния вызывают зарождение семян, которые впоследствии прорастают и приводят к кармическим результатам. Качество и характер этих семян определяют также будущее перерождение — когда, в какой семье, в какой стране, в каком сословии, какого пола и т. д..

При этом кармические энергии, созданные в данной жизни, называются «энергиями привычки» (санскрит: васана). Васана создаётся и поддерживается любыми деяниями. Васана, накапливаясь, превращается в биджу (себя), семя потом прорастает и порождает снова васану, что приводит к определённого рода событиям и поведению, обсуловленному прошлыми деяниями.

Ссылки


Статья является кандидатом в хорошие статьи с 2006-10-02. Возможно, требуется доработка статьи.


Философские направления буддизма
Вайбхашика | Саутрантика | Мадхъямака | Прасангака | Сватантрика | Йогачара | Татхагатагарбха
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home