Варяг (крейсер)

«Варяг»
«Варяг» после сражения
История корабля
Тип Крейсер
Государство флага Россия, Япония
Порт приписки Порт-Артур
Спущен на воду октябрь 1899
Выведен из состава флота 1921
Современный статус сдан на слом
Размеры
Водоизмещение 6604 тонны
Длина 129,5 м.
Ширина 15,8 м.
Высота борта
Осадка 6,3 м.
Остальные характеристики
Силовая установка Двухвальная, вертикальные паровые машины тройного расширения, паровые котлы Никлосса
Автономность плавания
Скорость 23 узла (43 км/ч)
Экипаж 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров
Вооружение
Артиллерия 4 пулемёта, 8 х 47-мм орудия, 2 х 64-мм орудия( десантных),

12 х 76-мм орудия, 12 х 152-мм орудия

Торпедно-минное вооружение 6 торпедных аппаратов
Ракетное вооружение
Авиация

Кре́йсер «Варя́г» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг.

Крейсер был построен в рамках военно-морской программы 1898 года. Строительство велось в Филадельфии (США). В 1900 году корабль был передан ВМФ России и в 1901 вступил в строй.

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса привела к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 16 узлов, что практически сводило на нет его преимущества; (c другой стороны, есть данные, что на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч.Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем).

Содержание

Последний бой

В самом начале Русско-японской войны 1904-05 годов «Варяг» и канонёрская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле.

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала С. Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» В. Ф. Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь. Неравный бой длился 1 час. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда. Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 3 японских крейсера («Асама», «Чиода» и «Такачихо»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники (Материалы о войне на море в 37-38 гг. Мэйдзи) утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где «Варяг» сначала намеревались отремонтировать, но после оценки серьёзности повреждений он был затоплен, а «Кореец» взорван; был затоплен также русский пароход «Сунгари». Их экипажи приняты на иностранные корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем через нейтральные порты вернулись в Россию.

Подвиг «Варяга» восхитил даже противника, так как русские поступили по канонам самурайской чести. После войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.

Сейчас об этом бое напоминают слова песни Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», ставшей неофицальным гимном российских ВМФ.

Дальнейшая судьба

В 1905 «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя». В 1916 куплен Россией и включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана под прежним названием (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане). В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где после Октябрьской революции продан официальным представителям России и в 1920 перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

На месте гибели крейсера возле шотландского населённого пункта Лендалфут установлена памятная доска в честь «Варяга». Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока и памятником в корейском порту Инчхон, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятники капитану крейсера В.Ф. Рудневу установлены в Туле и деревне Русятино Заокского района Тульской области. Кроме того, в райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е. Михайлову.

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home