Скотт, Вальтер

Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott, 15 августа 1771 в Эдинбурге (Шотландия) — 21 сентября 1832) — всемирно известный английский писатель, поэт, историк. Наиболее известен своими историческими романами. Обладал феноменальной памятью.

Содержание

Ранние годы

Сын состоятельного шотландского юриста. В раннем детстве Скотт жил в Сандиноу, на ферме деда, восстанавливая силы после «зубной лихорадки» (полагают, что это был полиомиелит). Там он услышал рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших в этих местах в прежние времена. Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Всё, что его интересовало, запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему.

По желанию отца избрал карьеру юриста, с 1786 помогал отцу в делах, в 1792 выдержал в Эдинбургском университете экзамен на звание адвоката и стал барристером. В 1797 женился на француженке Маргарите Шарлотте Шарпентье, дочери берейтора из Лиона. Чтобы получить средства на содержание семьи, он в 1799 занял должность шерифа в Селкиркшире, а в 1796 стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Скотт до конца дней исполнял эти обязанности, никогда не пренебрегая профессиональным долгом в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния, сам он считал его увлечением.

Первые публикации

Первыми публикациями Скотта стали переводы из Г. А. Бюргера (1796) и И. В. Гёте (1799). Во многих его сочинениях прослеживается влияние готической школы с ее «романами ужасов», но, к счастью, в 1790-е годы Скотт увлекся шотландскими балладами. В 1802 он опубликовал избранные баллады под названием «Песни шотландской границы» (The Minstrelsy of the Scottish Border). Эта книга принесла ему известность. В 1805 Скотт напечатал поэму собственного сочинения — «Песнь последнего менестреля» (The Lay of the Last Minstrel), отвечавшую вкусам того времени и быстро завоевавшую симпатии публики. Уже в первой большой поэме Скотта вполне выявились его сильные стороны: дар рассказчика, счастливый союз реальности и вымысла и способность увлечь читателя региональным материалом. За «Песнью» последовали поэмы «Мармион» (Marmion, 1808), «Дева озера» (The Lady of the Lake, 1810), «Видение дона Родерика» (The Vision of Don Roderick, 1811), «Рокби» (Rokeby, 1813) и последняя большая поэма Скотта «Властитель островов» (The Lord of the Isles, 1815).

В те же годы Скотт издал более семидесяти томов других авторов, в том числе Д. Драйдена (18 томов, 1808) и Дж. Свифта (19 томов, 1814). В 1804 он отказался от своего дома в Лассуэйде, где поселился сразу же после женитьбы, и нанял Ашистил на берегу р. Твид. Он прожил в этом доме до 1812, когда купил Аббатсфорд. В 1809 Скотт стал одним из основателей «Куотерли ревью» («The Quarterly Review»).

К этому времени стало очевидно, что публика охладевает к поэзии, и В. Скотт, литературная известность которого уже давно перешагнула Твид, границу, отделявшую Шотландию от Англии, в поисках новых форм решил попробовать себя в историческом романе — жанре, создателем которого он и стал. Он уловил дух времени: в начале XIX века в Европе утвердилась мода на национальный и местный колорит.

Исторические романы

С выходом в свет первого романа Скотта «Уэверли» (Waverley, июль 1814) в его жизни настал новый этап. Все романы печатались без его подписи, даже после 1827, когда Скотт объявил о своем авторстве. Впрочем, последнее ни для кого в Шотландии не было секретом. Отчасти успех «Уэверли» определялся теми же качествами, что отличали «Песнь последнего менестреля», — новизной стиля и живостью описаний шотландских обычаев. Однако более свободная форма романа позволила Скотту до конца раскрыть свой талант рассказчика, полнее обрисовать характеры героев, используя диалог и особенно шотландский диалект.

Скотт удачно выбрал тему первого романа. Якобитский мятеж 1745 г. отходил в историю, уходили из жизни последние его участники, и, как это часто бывает историческая эпоха, уходя в прошлое, вызывает повышенный интерес современников. Который в данном случае подогревался живой памятью об ужасах наполеоновских войн. Уже в этом романе были заложены художественные принципы, которым он не изменял до конца своего твореческого пути. Это занимательность сюжета, верность колориту места и времени и… особая сдеражанность чувств, впрочем, характерная для многих английских авторов. Он был убежден, что человеческая природа всегда и всюду одинакова, и только в зависимости от обстоятельств она проявляется в различных формах. Скотт смотрел на жизнь без розовых очков, но драматические конфликты не то что сглаживал, а относил на задний план, так чтобы ни о чем не умалчивая, не оскорблять чувствительность читателей.

В романе «Уэверли» описывалось время, в которое жил дед Скотта, во второй книге, «Гай Мэннеринг» (Guy Mannering, 1815), — время его отца, а в третьей, «Антикварий» (The Antiquary, 1816), — дни его собственной юности. В романах «Чёрный карлик» (The Black Dwarf) и «Пуритане» (Old Mortality) он, соответственно, обратился к событиям XVII и XVIII веков. Описанные в этих романах события развёртывались на протяжении восьми веков во времени и от Шетландских островов на севере («Пират» — The Pirate, 1821) до Индии на востоке («Дочь врача» — The Surgeon’s Daughter, 1827) — в пространстве. До 1819 Скотт ограничивался шотландскими темами, хотя нередко главными действующими лицами его романов были англичане. Первый цикл романов, который завершали «Роб Рой» (Rob Roy, 1817), «Эдинбургская темница» (The Heart of Mid-Lothian, 1818), «Легенда о Монтрозе» (A Legend of Montrose, 1819) и «Ламмермурская невеста» (The Bride of Lammermoor, 1819), давал основания назвать Скотта «автором шотландских романов».

Опасаясь истощить терпение читателей, Скотт в следующем романе, «Айвенго» (Ivanhoe, 1819), обратился к Англии. Выходом в свет «Айвенго» отмечен пик прижизненной славы Скотта. В 1820 он получил титул баронета. Приблизительно в то же время его дочь София вышла замуж за Дж. Г. Локкарта, впоследствии написавшего биографию своего тестя. Уже были выстроены первые корпуса Аббатсфорда (18171819), и Скотт ждал продолжения работ, которые завершились между 1822 и 1825.

Показательно, что Скотт не захотел повторить успех «Айвенго», сочинив еще один «английский» роман. Вместо этого он вновь обратился к шотландской теме, опубликовав в 1820 два романа — «Монастырь» (The Monastery), действие которого развертывалось на заре Реформации в его родных местах, близ Аббатсфорда, и его продолжение «Аббат» (The Abbot), главной героиней которого была Мария Стюарт, а главным местом действия замок, где она содержалась в заключении. Затем последовал «Кенильворт» (Kenilworth, 1821), один из лучших его романов. Действие «Пирата» происходит также в Шетландии, небольшой островной территории к северу от Шотландии, где сохранились обычаи и нравы его прежних обитателей — викингов.

Роман «Приключения Найджела» (The Fortunes of Nigel, 1822) встретил восторженный приём в Лондоне, а «Квентин Дорвард» (Quentin Durward, 1823) — во Франции, где разворачивается его действие, отнесенное ко времени царствования Людовика XI. Роман «Редгонтлет» (Redgontlet, 1824; в рус. переводе — «Квитанция после смерти») посвящен якобитскому мятежу, но представляет интерес скорее тем, что в нем использован материал, относящийся к детским и юношеским годам Скотта. К этому же периоду относится «Талисман» (The Talisman). Когда Скотт работал над романом «Вудсток» (Woodstock, 1826), повествующем о 1651 и бегстве Карла II после битвы при Вустере, финансовые неурядицы изменили весь ход его жизни.

Поздние годы

В 1825 на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.

Биографический девятитомный труд «Жизнь Наполеона» (Life of Napoleon), хотя и принёс писателю значительную сумму, стоил огромного напряжения сил. Другие сочинения в этом роде дались Скотту легко: четыре выпуска «Рассказов дедушки» (Tales of Grandfather, 18291830), «История Шотландии» в двух томах (History of Scotland, 18291830), «О демонологии и колдовстве» (Letters on Demonology and Witchcraft, 1820), причём все книги он писал по памяти. Однако несколько последовавших друг за другом апоплексических ударов не могли не сказаться на физическом и душевном состоянии Скотта, и врачи уговорили его поехать лечиться в теплые страны. В октябре 1831 он отправился в Италию на корабле, предоставленном ему правительством. В пути он почувствовал, что конец его близок, и запросился домой. Вскоре он был в Лондоне, а затем в Аббатсфорде. Несколько месяцев Скотт находился в полубессознательном состоянии. Умер Скотт в Аббатсфорде 21 сентября 1832.

Произведения

  • Аббат (The Abbot)
  • Айвенго (Ivanhoe) (1820)
  • Антикварий (The Antiquary) (1816)
  • Вдова горца (The Highland Widow) (1827)
  • Вудсток, или Кавалер (Woodstock) (1826)
  • Гай Мэннеринг, или Астролог (Guy Mannering) (1815)
  • Граф Роберт Парижский (Count Robert of Paris)
  • Два гуртовщика (The Two Drovers) (1827)
  • Дева озера (The Lady of the Lake) (1810)
  • Зеркало тётушки Маргарет
  • Квентин Дорвард (Quentin Durward) (1823)
  • Кенилворт (Kenilworth) (1821)
  • Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье
  • Ламмермурская невеста (The Bride of Lammermoor)
  • Легенда о Монтрозе (A Legend of Montrose)
  • Монастырь (The Monastery)
  • Певерил Пик (Peveril of the Peak) (1822)
  • Пертская красавица, или Валентинов день (The Fair Maid of Perth, or Saint Valentine’s Day) (1828)
  • Песнь последнего менестреля (The Lay of the Last Minstrel) (1805)
  • Пират (The Pirate) (1822)
  • Поле Ватерлоо (The Field of Waterloo) (1815)
  • Приключения Найджела (The Fortunes of Nigel) (1822)
  • Пуритане (Old Mortality)
  • Роб Рой (Rob Roy) (1818)
  • Сент-Ронанские воды (St. Ronan’s Well)
  • Смерть лорда Байрона
  • Талисман (The Talisman)
  • Уэверли, или Шестьдесят лет назад (Waverley or Sixty years since) (1814)
  • Черный карлик (The Black Dwarf)
  • Эдинбургская темница (The Heart of Mid-Lothian)

Литература

  • Вальтер Скотт Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 19601965.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home