Красная звезда

Красная звезда — один из ключевых символов советской эпохи наряду с серпом и молотом. Под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции и библейского очищения кровью; он должен был объеденить все пять континентов воедино единой целью и единым началом. Это — оккультная сторона советского символа.

Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского бога войны Марса. В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Поэтому не случайно, что именно красная звезда реет над планетой в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от «голода, войны, нищеты и рабства».

Плуг и молот символизировали союз крестьян и рабочих. По этой причине, к примеру, в апреле 1918 года появилась эмблема Красной Армии — пятиконечная красная звезда с золотой каймой, в середине золотые плуг и молот. Эмблема была утверждена Наркоматом по военным делам 19 апреля 1918 года. Окончательный дизайн звезды утверждён Наркоматом по военным делам в июле 1918 года. Позднее эмблема упростилась — вместо плуга стал изображаться более наглядный серп. Официально это оформлено приказом Реввоенсовета 13 апреле 1922 года. Так красная звезда обрела своих спутников: серп и молот.

До сих пор красную звезду с серпом и молотом за рубежом многие воспринимают как символ коммунизма, хотя и понятно, ведь эта изначальная эмблема Красной Армии (Примечание: не СССР) — внутреннего (из-за развязанной гражданской войны), а впоследствии и внешнего агрессора, как это видел Запад, ассоциируется с насильственным насаждением идей коммунизма и слому существующих строев государств.

Красная звезда часто изображалась на флагах и государственных символах социалистических стран в знак солидарности идеологий и путей развития.


История формирования советского символа Красной Звезды:

Тысячелетиями наблюдал человек на темном небосводе таинственно мерцающие звезды, притягивающие своей загадочностью и недосягаемостью. Неудивительно, что их изображения стали одним из древнейших символических знаков, олицетворявших в разное время тайну и судьбу, вечность и вселенную, красоту и совершенство, путеводность и истину. Пятилучевая разновидность такого символа, названного в Древней Греции пентаграммой, обозначала защиту и оборону, силу и крепость духа. Недаром при археологических раскопках ее изображение находили на монетах, на дверях античных домов, хлевах и даже на детских колыбелях.

В такой ипостаси его применяли и друиды — всепроникающая каста жрецов, олицетворявших общественное сознание древних культов Галлии, Британии, Ирландии. Это им обязана пятиконечная звезда своим вторым названием — друидский крест. В средние века пентаграмма считалась символом защиты от внешних злых сил, и ее можно было встретить на оконных стеклах готических построек. А в новой истории ее берут на вооружение некоторые тайные общества, например, франкомасоны (вольные каменщики) или другие общественные организации. Здесь можно сослаться на отечественную фалеристику. Нагрудные знаки общества братьев самаритян и общества покровителей животных несли на себе как самостоятельный элемент пятиконечные звезды.

Но истинное возрождение пятиконечной звезды произошло во времена Великой французской революции, которая после свержения феодально-абсолютистского строя, а вместе с ним и его атрибутики, искала себе новые символы, обращаясь к античному наследию. Среди воинских эмблем, взятых из древности можно встретить перуны, древние шлемы, львиные маски и пятиконечные звезды. Последние тогда воспринимались как символ бога войны Марса. Очень скоро из декоративного элемента они превратились в опознавательный знак, показывающий чин того или иного командира французской армии. Размещались звезды на головных уборах, эполетах, шарфах, а у фузилеров на фалдах мундира. Так пятиконечная звезда стала материальным элементом знаковой функции военной одежды. С этого времени и начинается ее распространение как чисто военного символа во многих армиях мира.

Примечательно, что в царской России путеводная библейская звезда была семиконечной и отождествлялась с духом Рождества. В католической Европе Вифлеемская звезда — звезда пятиконечная (пять лучей — пять букв в имени Христа). Пентограмма это и символ человеческой природы Христа — отсюда и вписывание в пятиконечную звезду человека в эпоху Возрождения.

В значении «марсова» звезда со временем появляется и в русской армии. Военные реформы императора Николая I зачастую сводились к копированию внешнего облика французской армии. Вот и «скатились» 1 января 1827 года кованные пятиконечные звездочки с французского небосклона на эполеты русских офицеров и генералов. 29 апреля 1854 г. уже шитые звезды в том же количестве на вновь учрежденных погонах.

В дальнейшем звезда появилась на околыше фуражки. Впервые это произошло 21 апреля 1917 года, когда приказом военного и морского министра Временного правительства А. И. Гучкова по флоту и морскому ведомству № 150 погоны заменены нарукавными знаками различия и введена новая кокарда. Пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Великая Октябрьская Социалистическая революция, как почти все другие, сметая старый государственный строй, уничтожила и его атрибуты, в том числе и почти всю знаковую систему старых вооруженных сил. Однако с созданием Рабоче-Крестьянской Красной Армии встал вопрос о знаковой функции военной одежды. Такой объективный фактор, как опознание, действующий по принципу «свой-чужой», настоятельно требовал введения каких-либо знаков принадлежности к Красной Армии. Тем более, что в условиях гражданской войны противоборствующие стороны пользовались одним и тем же покроем одежды, оставшимся от старой армии.

На первых порах таким отличием стала красная пятиконечная звезда. Впервые о ней упоминается в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» 19 апреля 1918 года. Небольшая заметка в разделе «Хроника» рассказывала, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре. Конфигурация знака воплотила в себе древнейший символ защиты. Плуг и молот читались как союз рабочих и крестьян. Красный цвет олицетворял революцию и бога войны Марса. Неудивительно, что при официальном утверждении ее приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 г. она получила наименование «марсова звезда с плугом и молотом», было объявлено, что данный знак «есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии», а также категорически запрещалось, вплоть до придания суду революционного трибунала, использование его не состоящими в рядах армии.

К сожалению, невозможно точно назвать имя автора этого символа. Одни источники, ссылаясь на воспоминания видного публициста тех лет Е. М. Ярославского, говорят, что автором был один из комиссаров Московского военного округа Н. А. Полянский, который и предложил красную пятиконечную звезду с изображением плуга, молота и книги. Рисунок получился несколько перегруженным и плохо читался. После обсуждения на общественной коллегии округа были оставлены только молот и плуг. Другие источники называют члена Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА К. С. Еремеева. Ни одна из этих версий не имеет документального подтверждения. Но, с большой долей вероятности, можно утверждать, что прототипом эмблемы «молот и плуг» был рисунок, сочетавший молот, соху и винтовку, появившийся впервые в марте 1917 г. на знамени рабочих Московской фабрики Фаберже. На это очень четко указал историк П. К. Корнаков в своей работе о знаменах февраля-октября 1917 года.

Первоначально Марсова звезда носилась на треугольной колодочке на левой стороне груди. Но такое крепление было неудобным, поэтому московская ювелирная фирма братьев Бовзей, где был размещен первый заказ на изготовление красных звезд, предложила использовать венки с изображением лавровых и дубовых листьев от старых академических, университетских и др.знаков. Звезда органически вписалась в такое обрамление, создавая красочную художественно-законченную композицию. Изготавливались эти знаки преимущественно по индивидуальным заказам и имели огромное количество разновидностей от высокохудожественных до грубых поделок из жести. Этой пестроте способствовало и то, что точного описания знака не было. В первый раз относительный его рисунок был дан в приказе Наркомвоена РСФСР № 464 от 18 июня 1918 г., объявившем образцы печатей для окружных, губернских и уездных военных комиссариатов.

Нагрудный знак получил позднее официальное наименование «Революционный военный нагрудный знак — Красная Звезда».

Не успели просохнуть чернила на приказе Наркомвоена РФСФР № 321 от 7 мая 1918 г., как на следующий день появился приказ Московского военного комиссариата № 42 от 8 мая 1918 г., в котором говорилось, что «значок носится на околыше фуражки». Что это? Несогласованность местного управления с центральным? Местничество? Фактически так. Но если серьезно относится к факторам знаковой функции военной одежды, в частности, к применению знаков различия, то принцип четкого выделения их по принципу «свой-чужой» как раз и требовал этого. Недаром предшествующие поколения размещали кокарду, ясно выражающую государственную принадлежность, на головном уборе.

Не прошло и трех месяцев, как применение знака было изменено. Приказом Наркомвоена Республики № 594 от 29 июля 1918 г. знак был назван как «красноармейский значок-кокарда» и размещен на околыше фуражки. Однако ношение нагрудного знака не было отменено, поэтому можно встретить фотографии тех лет с обоими знаками.

В приказе значок-кокарда был нарисован с необычными округлыми лучами. По всей видимости, за основу его рисунка был взят красно-оранжевый цветок лилии, из которой, по древне-римскому преданию, вырос Марс (так называемая «лилия мартагон», то есть Марса родившая).

Надо отметить, что первоначально Красная Звезда носилась двумя лучами вверх, а одним вниз, как в свое время размещалась древнегреческая пентаграмма. Существует большое количество фотографий, зафиксировавших подобное ношение. Так она крепилась и на треугольной колодке, и без неё.

Хорошо известен плакат 1919 г. Д. С. Моора «Советская Россия — осажденный лагерь. Все на оборону!». Даже на первом советском ордене «Красное Знамя» художник В. В. Денисов разместил звезду в центре композиции одним лучом вниз.

Такое размещение знака сыграло злу шутку. Положение, два луча вверх, вызывало у необразованных людей нехорошую ассоциацию с рогами дьявола. А если приплюсовать сюда резко негативное отношение к церкви, то понятно, почему звезда получила кличку «знак антихриста». Однако весьма возможно, что это было подброшено идеологическими органами противоборствующей стороны.

Военный отдел ВЦИК был вынужден выпустить массовым тиражом специальную листовку «Смотри товарищ, вот Красная Звезда», где в форме «Притчи о Правде и Кривде» дано объяснение ее символики. Звезда нарисована двумя лучами вниз, а одним вверх. С этого времени она больше не изменяла своего положения.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home