Эхнатон

Аменхотеп IV
в иероглифах
тронное имя
ra nfr xpr
Z2ss
ra wa
n
личное имя
M17 Y5
N35
R4
X1 Q3
R8 S38 O28
Эхнатон в иероглифах
i t
n
ra
G25 x
n

Эхнатон («Действенный дух Атона»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364 — 1347 до н. э. или 1351 — 1334 до н.э.) — десятый фараон XVIII династии египетских фараонов, знаменитый «царь-еретик», во время правления которого произошли значительные изменения в египетском религиозном мировоззрении и искусстве.

Существует в целом ошибочная точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, была долгое время главенствующей и служила отправной точкой для дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления. Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения осноположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенною им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Сегодня считается достаточно твердо установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма в его современном понимании не без оснований выступают все ведущие специалисты по эпохе Амарны — Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

Однако и мнение, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи характеризуют атонизм как протомонотеизм или генотеизм — предпочтение одному из божеств.

Аменхотеп IV — сын Аменхотепа III и царицы Тейе, получивший бразды правления после преждевременной кончины старшего брата по имени Тутмос, и, возможно, какое-то время бывший соправителем своего отца. Супруги Эхнатона — Нефертити и Кийа, дочери — Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра, Меритатон-ташерит, Анхесенпаатон-ташерит, Кийа-ташерит (?). Сыновьями Эхнатона могут считаться Сменхкара и Тутанхамон.

Содержание

Преобразования Эхнатона

Первые шаги

Ещё юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тия, женщина незнатного происхождения. Брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в свое время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней религиозной политеистической традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона — зримой формы солнечного диска — в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма Обелиска, который так и не был завершен.

После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона — древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с угрожающе усилившимся фиванским жречеством. Поэтому Аменхотеп и включил в свою титулатуру определение «Единственный для Ра», а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед — «Замок ликования на небосклоне». Однако в 1358 до н. э. Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но и Сирии и Нубии.

Введение культа Атона

На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон — «действенный дух Атона» («живой дух Атона»). Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечного диска с уреем и множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями.

Далее, фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон — «горизонт Атона». Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км к северу от старой было якобы указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте был обнаружен также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, — знаменитые «Амарнские письмена». По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника — Сменхкара — в науке получила название «амарнского периода».

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли Солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеологема царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут — непосредственными детьми солнечного бога.

Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем «творящим силу против не знающего учения его», «обрекающим мраку» своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона — Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, «Солнце — владыка Маат», подвергал преследованию даже сам нечер — традиционный принцип божественности, признавая только «отца своего Атона». Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности. Впрочем, учение Эхнатона никогда не была и монотеизмом: с Атоном изначально сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Хорахте, отождествлённые с Атоном), духи и демоны.

Причины религиозной реформы Эхнатона, которую иногда называют даже атонистической революцией, не ясны. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные завоевательные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Однако параллельно наметилась тенденция по формированию новой служилой знати, состоявшей преимущественно из выходцев из средних и бедных слоёв населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Обострившиеся противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической по своему характеру военной знати. В конечном итоге, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра.

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей синкретической религии для обширной Египетской державы. Две остальные теории сводятся к объяснению оснований для атонистического переворота психологическими факторами, усматриваемыми в личности фараона. Часто утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии. В отдельных источниках также делается ударение на странную женоподобную внешность Эхнатона на изображениях, созданных ваятелем Тутмосом Младшим, позволяющую предположить, что он страдал синдромом Фрёлиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.

Амарнское искусство

Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу — Ахетатон («Горизонт Атона») вблизи современной Эль-Амарны и покинул Фивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном (этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского»).

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт самого царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Тем не менее, идиллия царской семьи, воспетая в произведениях искусства и гимнах множества сановников, продолжалась недолго: царица Нефертити, судя по всему, так и не смогла родить царю сына-наследника, в результате чего свои последние годы провела в опале в северном дворце Ахетатона. Однако существует и точка зрения, отождествляющая Нефертити с фараоном Сменхкара и утверждающая, что взамен лишения звания «Главной царской жены» она была возведена в ранг соправителя Эхнатона.

Недолгим было возвышение и второй супруги царя, царицы Кийа, которая, возможно, происходила из царского дома Митанни. Кийа, возможно, родила Эхнатону двух сыновей — Сменхкара и Тутанхатона — и рано скончалась. После исчезновения царицы Кийа все ее надписи и изображения тщательно уничтожались и заменялись именами старшей дочери Эхнатона — принцессы Меритатон. В браке с отцом также состояли дочери Эхнатона — Меритатон и Анхесенпаатон, которые, в свою очередь, родили ему дочерей.

Внешняя политика

Время правления Эхнатона стало периодом упадка египетской государственности и престижа Египта в международных отношениях, резко контрастирующей с могуществом времён Тутмоса III. Письма, сохранившиеся на клинописных табличках царского дипломатического архива Ахетатона, содержат свидетельства неумелой дипломатии Эхнатона в отношениях с переднеазиатскими государствами. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке. Войн фараон-солнцепоклонник не вёл, в чём отдельные современные историки усматривают доказательство его пацифистских убеждений.

Смена правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни

Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках при Тутмосе III. Хеттский царь Суппилулиума, современник Эхнатона,

Многочисленные донесения охваченных паникой вассалов царя о волнениях в бывших владениях Египта в Азии, которые постепенно стали выходить из-под власти царя и присоединяться к числу вассалов хеттского царства — основного дипломатического и военного соперника Египта в регионе. Были ослаблены и контакты Египта с южными провинциями, где силами царского наместника были подавлены несколько восстаний.

Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней политике. Во время его правления не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Палестина. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру (возможно, отдельных еврейских племен). Египет терял престиж. И более того, Египет терял экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены многие опытные администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.

Последствия атонистской революции

Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийа. Спустя два года престол перешел к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников и жречества царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага». Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство простого народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от развивающегося упадка страны. В результате, после смерти фараона в 1347 году, культ Атона ещё оставался государственным во время правления Сменхкары (возможно, младшего брата Эхнатона или самой Нефертити), но уже во время правления Тутанхатона, изменившего свое имя на Тутанхамон, регенты малолетнего фараона Эйе и Хоремхеб провозгласили Эхнатона еретиком, уничтожили его изображения, подвергли приверженцев новой религии гонениям, разрушили Ахетатон, вернули столицу и двор в Фивы, восстановили культовый статус Фив и Мемфиса.

Неизвестна судьба останков царя и ближайших членов его семьи. Царская гробница в скалах к востоку от Ахетатона, которая по первоначальному замыслу должна была стать усыпальницей для всей царской семьи, так и не была завершена. Остатки погребального инвентаря, возможно, свидетельствуют о том, что здесь была похоронена рано умершая средняя дочь Эхнатона и Нефертити — Макетатон. В 1907 году Айртон обнаружил в Долине царей тайник (KV55), в котором находились остатки погребального инвентаря царицы Тейе, матери Эхнатона. В саркофаге с сорванной маской и вырезанными именами была найдена мумия молодого мужчины, которая, изначально приписанная Эхнатона, была позже идентифицирована как останки Сменхкара. Превосходные алебастровые канопы, найденные в тайнике, как и сам позолоченный саркофаг, принадлежали матери (?) Сменхкара — царице Кийа.

Значение Эхнатона

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку «новой» знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а потому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции».

Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие пытливые и гениальные умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания “Ба” и “Ка” заменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога».

«Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие - “сыны дьявола”. Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем.» (Атон для Эхнатона – универсальный мировой Бог. Фараон – Его избранник, «возлюбленный сын»).

Из оды Аменхотепа IV:

“Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон”.

“Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь – не заметят”. (пер. И. Яковлева)

Библиография

  • Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
  • Перепёлкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV: В 2 ч. — М., 1967—1984
  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. — М., 1968.
  • Солкин В. В. Эхнатон.// Древний Египет, Энциклопедия. — М., 2005.
  • Beato Yohann, El corazon del Faraón.// Grial: el enamoramiento vírgen. World Affairs, 2006
  • Donald B. Redford, Akhenaten: The Heretic King. Princeton University Press, 1984

Образ в литературе


Предшественник:
Аменхотеп III
Фараон Египта
1364—1347 до н. э.
Преемник:
Сменхкара



Выдающиеся деятели Древнего Египта
Фараоны Раннего и Древнего царства: Нармер | Менес | Хасехемуи | Джосер | Снофру | Хуфу | Хафра | Пепи II
Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II | Аменемхет I | Сенусерт III | Аменемхет III | Нефрусебек
Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I | Тутмос I | Хатшепсут | Тутмос III | Аменхотеп III | Эхнатон | Хоремхеб | Тутанхамон
Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I | Сети I | Мернептах | Рамсес II | Рамсес III
Правители Позднего периода: Шешонк I | Пианхи | Тахарка | Псамметих I | Нехо II | Амасис II | Птолемей I | Клеопатра VII
Царицы: Тетишери | Яххотеп | Яхмос-Нефертари | Тия | Нефертити | Анхесенамон | Нофретари
Деятели культуры и науки: Имхотеп | Хемиун | Инени | Сенмут | Тутмос Младший | Манефон
Военачальники и придворные: Яхмос, сын Эбаны | Рехмир | Аменемхеб | Аменхотеп, сын Хапу | Потин
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home