Жданов (крейсер)

«Жданов»
История корабля
Тип Крейсер
Государство флага СССР
Порт приписки Севастополь
Спущен на воду 27 декабря 1950
Выведен из состава флота 10 декабря 1989
Современный статус отправлен на слом
Размеры
Водоизмещение 17 890 тонн
Длина 210 м
Ширина 22,8 м
Высота борта  
Осадка 7,3 м
Остальные характеристики
Силовая установка Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, тип ТВ-7 (суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 124100  л. с., на заднем - 27000 л. с.)
Автономность плавания 9000 миль
Скорость 32 узла
Экипаж 1083
Вооружение
Артиллерия 8 (4×2) × 30-мм артустановок МЗА АК-230; 24 (12×2) × 37-мм артустановок МЗА В-11; 12 (6×2) × 100-мм универсальных орудий; 12 (4×3) × 152-мм (3 трехорудийные башни МК-5бис); 30-мм артустановки АК-230
Торпедно-минное вооружение
Ракетное вооружение ЗРК «Оса»
Авиация  

Крейсер «Жданов», серия 68-БИС, лёгкий артиллерийский крейсер. После модернизации — крейсер управления, проект 68У. Корабль построен на Балтийском заводе, Санкт-Петербург (ранее завод имени Орджоникидзе, г. Ленинград). Заложен 11 февраля 1950 года, спущен на воду 27 декабря 1950, вступил в строй 31 декабря 1952 года (в/ч 63834).

Содержание

Модернизации

В процессе переоборудования крейсера в корабль управления были проведены следующие модернизации оборудования и систем:

  • Снята[1] третья башня ГК[2], на её месте установлена надстройка, в которой разместился СКПВ[3], кубрик музкоманды, типография, на крыше смонтирована ЗРК «Оса».
  • Поставлена бизань-мачта, в 25 метрах в корму от грот-мачты, на ней установили антенное устройство для радиопередатчика «Вяз», антенны для системы «Цунами-БМ».
  • Установлена система «Цунами-БМ» космической навигационно-связной системы «Циклон»
  • Установлены 30-мм артустановки АК-230 с дистанционным управлением РЛС МР-104
  • На юте оборудована вертолетная площадка

Модернизация постов

Для решения основных задач (задач управления и связи) корабля управления, на крейсере «Жданов» при его переоборудовании предусматривался комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры).

Групповой штабной оперативный пост (пост № 51 по заводской нумерации) включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие. Для размещения группового оперативного поста со штабными постами разведки и связи (общей площадью более 350 кв.м.) использовались бывшие командные помещения в носовой части верхней палубы, под полубаком (между шпилевым отделением и кают-компанией офицерского состава). Ликвидацию этих кубриков пришлось компенсировать, в отступление от многолетней традиции размещения матросов и старшин на нашем флоте, созданием новых командных помещений на полубаке и I-й площадке (кубрики № 1 и 2) за счет увеличения объема и высоты надстроек, с переносом катеров с I на II площадку. Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков. Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.

Модернизация средств связи

По вооружению средствами связи КРУ «Жданов» являлся новым типом корабля, первым в составе отечественного ВМФ. Установленная на нем аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь. Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по проводным и радиорелейным линиям. Надежная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тыс. км, а при использовании ретранслятора — 12 тыс. км, на линиях космической связи была возможна связь. с любым районом Мирового океана, но пока только через спутники на эллиптических орбитах (коротким сеансом связи). Система полноценной (через геостационарные спутники) космической связи была установлена 9 лет спустя. Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надежную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооруженных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, авиации, военно-морских сил и соединений Черноморского флота, кораблями 5-й оперативной эскадры и других флотов. Для выполнения задач корабля управления на нем установили 17 мощных KB- и СВ-радиопередатчиков (в том числе один - «Вяз» — мощностью 5 кВт). 57 КВ -, СВ- и ДВ-приемников, девять радиостанций УKB, три радиорелейные УКВ- и ДЦВ-станции, аппаратуру дальней связи. Их работу обеспечивали 65 антенн, размещенных с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приемные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях, передающие (в основном) в корме, приемные- в центре и на баке. В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нем установили третью (ферменную) мачту на расстоянии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции «Вяз» и космической сияли «Цунами». Для повышения надежности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну. Аппаратура радиосвязи размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий радиоцентр. На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли. Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям ВМФ.При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлажденного и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлажденным воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля. Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности. После второй модернизации, (1980 г.) был обновлен парк аппаратуры связи всех видов и типов. Был так же установлен главный комплекс- комплекс космической связи «Кристалл-К». Этот комплекс на порядок увеличивал надежность связи с берегом при плавании в любых районах Мирового Океана. Однако, в процессе эксплуатации выяснилось, что система наведения антенн правого и левого борта не выдерживает никакой критики и была скопирована с механических береговых сухопутных подвижных комплексов. Конструкторы не учли морской специфики (волнения моря), боевые службы длились по 4-6 месяцев, и система наведения не выдерживала такой нагрузки. Все же, не смотря на это, она в значительной степени облегчала работу связистов.

Боевой путь

  • 25 января 1953 Торжественно поднят военно-морской флаг СССР. Вошел в состав 8-го оперативного соединения КБФ. Главная база — Таллинн.

Далее заготовка для раздела История

  • 25 января 1954 По случаю 1-ой годовщины подъема военно-морского флага на крейсере присутствовал главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Н. Г. Кузнецов.
  • 24 декабря 1955 Крейсер ведён в состав объединенного Балтийского флота.
  • сентябрь-октябрь 1957 — первый дальний поход, совместно с эсминцем «Свободный». Командир крейсера капитан 1 ранга Б.Гаврилов. Под флагом вице-адмирала В. Ф. Котова проходят официальные визиты:
  • 12 августа 1956 В качестве штаба принимает участие в спасении экипажа подводной лодки М-200 «Месть». Лодка же затонула в ноябре?
  • 27 марта 196028 февраля 1965 — нахождение на консервации, пребывание в резерве в Балтийске.
  • 1 марта31 августа 1965 — расконсервация, ввод в состав кораблей постоянной боевой готовности
  • 24 октября19 ноября 1965 — переход крейсера вокруг Европы из Балтийска (ДКБФ) в Севастополь (КЧФ). Командир крейсера — капитан 1 ранга Ю.Максимов
  • 1 декабря 1965 — Поставлен к причалу Севморзавода для переоборудование, проведения среднего ремонта и модернизации из крейсера проекта 68бис в корабль управления по проекту 68У-1. Вошел в состав КЧФ.
  • 28 ноября 1970 Совместное совещание представителей ГШ ВМФ и ГУК, МСП на борту корабля под руководством Главкома Адмирала Флота СССР С. Г. Горшкова.
  • май — сентябрь 1971 — проведение швартовых и заводских ходовых испытаний
  • октябрь — ноябрь 1971 — государственные испытания. Приемный акт подписан 27 ноября, в конце года был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ). Командир крейсера — капитан 1 ранга Роберт Проскуряков, замполит — капитан 2 ранга Корников, старший помощник — капитан 2 ранга Ан. Шакун.
  • 1 декабря 1971 Завершение переоборудования крейсера
  • 14 января 1972 Повторное совместное совещание представителей ГШ ВМФ и ГУК, МСП на борту корабля под руководством начальника Главного штаба ВМФ Адмирала флота Н. Д. Сергеева.
  • апрель-июнь 1972 Сдав курсовые задачи, зачетные стрельбы — крейсер зачисляется в состав 150 бригады больших ракетных кораблей КЧФ.
  • 10-24 августа 1972 Совершен переход из Севастополя в базу Северного флота г. Североморск. В сентябре принимает участие в КШУ[4] «Север-72». Тема «Обеспечение связью МО СССР Маршала Советского Союза А. А. Гречко в ВПУ МО СССР (КПУ ГК ВМФ) при переводе ВС СССР в высшие степени боевой готовности».
  • 27 сентября 1972 По окончании учений совещание на борту крейсера руководящего состава ВМФ и КСФ под руководством ГК ВМФ С. Г. Горшкова.
  • 21-27 октября 1972 Выход из Североморска в составе отряда кораблей — БПК «Севастополь», эсминца «Бывалый» и четырех подводных лодок проекта 641Б, обеспечение преодоления ими Испано-Фарерского и Гибралтарского противолодочных рубежей обороны, для последующей боевой службы в Средиземном море. В один из штормовых дней произошла перегрузка представительского комплекта и одного офицера с крейсера на борт эсминца «Бывалый», шедшего в Конакри. Операция проводилась на ходу, кильватерным способом, при ветре 27—35 м/с и волнении океана 6—7 баллов. Командир перехода — капитан 1 ранга Капитанец, начальник штаба 5-ой Средиземноморской эскадры.
  • 11-26 ноября 1972 Принимает штаб 5-й Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала В. Е. Волобуева с плавбазы «Виктор Котельников», с последующей передачей штаба на неё же.[5]
  • 2 декабря 1972 Возвращение в Севастополь.
  • 17 января3 февраля 1973 Ремонт в Севморзаводе, на Северной стороне (г. Севастополь)
  • 25 января 1973 Исполнилось 20 лет со дня поднятия флага ВМФ. Выпущен памятный знак «Жданову 20 лет».
  • 5 марта14 апреля 1973 Переход Севастополь — Атлантика, точка 30° 00' западной долготы, 50° 00' северной широты, R=50 миль. Боевая часть связи крейсера проводит учения и тренировки по теме «Кавказ-6» с ЦУС ВМФ и правительственными самолетами, при выполнении ими технических рейсов по маршруту Москва — Нью-Йорк и обратно, другими кораблями обеспечения по трассе перелёта, узлами связи ВМФ СССР, («Компас» — Москва, «Каньон» — Куба, «Анкер» — Калининград и другими, причём в крайне тяжелых штормовых условиях Северной Атлантики.
  • 16 мая9 августа 1973 Выход на боевую службу. Около 100 матросам и старшинам отдельным приказом министра обороны срок службы был продлен еще на три месяца.
  • 19 мая 1973 Прием штаба 5-ой эскадры с плавбазы «Колышкин».
  • 31 мая 1973 Переход штаба на РКР «Грозный». КРУ «Жданов» получил приказ следовать в Атлантический океан на обеспечение связью Верховного Главнокомандующего Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на маршруте перелета правительственного самолета Москва-Нью-Йорк с официальным визитом в США, Республику Куба и обратно, а также с визитом во Францию. Ввиду изменения обстановки крейсеру пришлось пройти за двое суток со скоростью 25-26 узлов 1240 миль, с траверса Бискайского залива к Фарерским островам. Возвращалась правительственная делегация из США и Кубы в Москву уже через Париж. Вследствие чего крейсер совершил переход в район Азорских островов, находясь примерно на одной параллели со столицей Франции.
  • 1 июля 1973 Спуск за борт водолаза мичмана Ю. Л. Никитина в Атлантическом океане (траверс Гибралтарского пролива) для очистки винтов корабля от намотавшихся 3-х капроновых тросов, упущенных при дозаправке крейсера танкером «Ленинград». Далее возвращение в Средиземное море и обеспечение штаба эскадры.
  • 25 июля-27 июля 1973 Деловой заход в Порт-Саид (Египет) со штабом эскадры на борту под командованием контр-адмирала В. Е. Волобуева. Несмотря на заход, крейсер находился в боевой готовности 1, ввиду нахождения в районе боевых действий арабо-израильских войск. Командир крейсера капитан 1 ранга Р. А. Проскуряков.
  • 14-16 сентября 1973 Участие в торжествах по случаю 30-летия освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков, присвоение городу звания «Город-герой».
  • 30 октября23 декабря 1973 Докование в Новороссийске, в плавдоке.
  • май-июнь 1974 Крейсер в очередной раз посещает Главком Адмирал Флота СССР С. Г. Горшков.
  • 27 июня 1974 Выход на очередную боевую службу. Прием штаба 5 ОПЭСК с ПКР «Москва», с последующим его обеспечением в течение пяти месяцев всеми видами связи, особенно в период «кипрских событий» (Военный переворот на Кипре, вторжение турецких войск).
  • 31 августа5 сентября 1974 Деловой заход КРУ «Жданов» в порт Александрия, Египет со штабом 5 эскадры под командованием контр-адмирала В. А. Акимова. Командир крейсера капитан 1 ранга Р. А. Проскуряков, замполит капитан 2 ранга БорисовВ конце ноября эскадру посещает командующий Черноморским флотом вице-адмирал Н.Ховрин.
  • 1 декабря 1974 °C командующим на борту крейсер «Жданов» возвращается в Севастополь. Далее постановка в завод. По итогам социалистического соревнования в 1974 году корабль занял 1-е место среди кораблей 150-й Отдельной бригады. Крейсер награжден переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ
  • 30 марта13 июля 1975 Выполнение задач боевой службы.
  • 10 апреля21 апреля 1975 Участие в учениях противолодочных сил ВМФ СССР «Океан-75» с развертыванием КП руководителя учений — заместителя ГК ВМФ адмирала Н. Н. Амелько (на фото) на борту крейсера. Артиллерийская стрельба главным калибром по щиту ночью из ордера через свои корабли на маневрировании.
  • 12 — 17 мая 1975 Официальный визит ОБК в составе КРУ «Жданов», БПК «Сдержанный» и БПК «Скорый» под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала В. А. Акимова в порт Сплит, (Югославия) Командир корабля капитан 2 ранга А. М. Шакун.
  • 03-7 июля 1975 Официальный визит крейсера управления «Жданов» и БПК «Красный Крым» под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала В. А. Акимова в порт Тулон, Франция (на фотографии выше).Командир крейсера капитан 2 ранга А. М. Шакун.
  • 27 июля 1975 Корабль-хозяин в День Военно-Морского Флота в городе-герое Севастополе. Приём на корабле партийно-правительственной делегации Кубани.
  • 9-10 августа 1975 Приём и экскурсии по кораблю пионеров лагеря «Артек» и других пионерских лагерей Крыма, делегации ЦК ВЛКСМ. Пребывание на борту крейсера маршала авиации Е. А. Савицкого и космонавтов СССР П. Р. Поповича и А. Г. Николаева. С концертом выступил Савелий Крамарев
  • 15 мая7 октября 1976 Несение и выполнение задач боевой службы в Средиземном море. Обеспечение функционирования корабельного пункта управления штаба 5-ой оперативной эскадры ВМФ СССР. В ходе нее принимает участие в учениях «Крым-76».
  • 13-17 июля 1976 Деловой заход КРУ «Жданов» в порт Тартус, Сирия. Командир капитан 2 ранга А. М. Шакун.
  • 23-25 июля 1976 Встреча в Средиземном море с ПКР «Киев», во время его первого перехода из Севастополя в Североморск. День ВМФ, точка 52, залив Эс-саллум.
  • 28 августа 1976 Совместно с БПК «Смелый» экстренно приходит в район столкновения нашей атомной подводной лодки К-22 «Красногвардеец» с американским фрегатом USS FF-1047 Voge. В их охранении лодка своим ходом переходит в точку 5 (Китира), где ей была оказана помощь.
  • 17-22 сентября 1976 Официальный визит советских кораблей в составе КРУ «Жданов» и БПК «Смелый» под флагом командира 5 ОПЭСК вице-адмирала В. А. Акимова в порт Мессина, Италия. Командир крейсера капитан 2 ранга А. М. Шакун, замполит капитан 3 ранга Э. Ф. Белоусов.
  • 3-4 октября 1976 После перевода штаба 5-й ОПЭСК на ПРК «Ленинград», крейсер уходит в Севастополь.
  • 7-9 мая 1977 визит и прием на крейсере делегации шефов во главе с депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК КП Узбекской ССР Н. Р. Хамраевым. Экипажу были подарены музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля.
  • осень 1977—1980 Крейсер становится на средний ремонт, в ходе которого проведена модернизация средств связи. На кормовой автоматной площадке установлена новая надстройка с двумя (правого и левого борта) антеннами комплекса «Кристалл-К» для связи через спутники на геостационарных орбитах. Новый комплекс мог обеспечить круглосуточную беспрерывную связь одновременно по пяти засекреченным каналам высокой стойкости и одному служебному. Кроме того, появлялась возможность просмотра TV-каналов СССР в дальнем походе.
  • весна 1981 Крейсер вводится в состав кораблей постоянной боевой готовности. Командир крейсера капитан 1 ранга Ан. Шакун, замполит капитан 2 ранга В. И. Толкачев.
  • 26 июля 1981 Крейсер вновь выступает в роли корабля-хозяина в День Военно-Морского Флота, по случаю которого происходит визит и прием на борту КРУ «Жданов» командующим Черноморским флотом Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота С. Г. Горшкова и 80 человек гостей, в том числе первого заместителя министра МВД генерал-полковника О.Чурбанова с супругой Галиной Брежневой, командующих Одесским, Северокавказским и Закавказским военных округов, руководителей Крыма и Севастополя.
  • 14 февраля16 августа 1982 Несение и выполнение задач боевой службы в Средиземном море. Обеспечение функционирования корабельного пункта управления штаба 5-ой оперативной эскадры ВМФ СССР. Помимо этой главной задачи, пожалуй, впервые, выполняет ударные задачи. Так в течение 60 чесов вел слежение за авиносцем «Нимитц» со скоростью 24-28 узлов.
  • 5-14 июня 1982 Деловой заход крейсера «Жданов», эсминца пр.56 и пл.пр.641 в порт Дубровник, Югославия со штабом 5 эскадры на борту. Командир крейсера капитан 1 ранга А. М. Шакун
  • 20 июня12 августа 1982 Обеспечение ПВО Сирийской Арабской Республики на рейде порта Тартус от кораблей, самолетов США, НАТО и Израиля. Круглосуточное нахождение в боевой готовности-1 пятидесяти процентов зенитно-ракетных средств корабля в ходе сирийско-изральской войны в Ливане и долине Бекаа. В этом же районе проводит многочисленные учения и стрельбы.
  • с 27 июня 1982 Непродолжительное время находится с деловым визитом в порту Тартус со штабом 5 ОПЭСК под командованием контр-адмирала В. А. Селиванова.
  • сентябрь 1982 Крейсер совершает штурманский поход с курсантами КВВМПУ (Киевского) вдоль берегов Крыма и Кавказа, посещает рейды Поти и Батуми.
  • 15 сентября 1982 В ходе похода принимает участие в праздновании 39-годовщины освобождения города-героя Новороссийска от немецко-фашистких захватчиков и установке Мемориала воинам Советской Армии на «Малой земле». Далее, участие в традиционных соревнованиях на приз ГК ВМФ и с тем же традиционным результатом.
  • 25 января 1983 Крейсеру исполняется 30 лет. Выпущен памятный знак «Жданову 30 лет».
  • 6 февраля28 августа 1983 Несение и выполнение задач боевой службы в Средиземном море. Обеспечение функционирования корабельного пункта управления штаба 5-ой оперативной эскадры ВМФ СССР.
  • апрель 1983 г. С командирского мостика уходит командир крейсера капитан 1-го ранга Шакун, находившийся на этой должности 8 лет! Командиром назначен капитан 2 ранга А. А. Рыженко.
  • 20 апреля24 апреля при проверке Средиземноморской эскадры и учений «Океан-83», крейсер посещает зам. Главнокомандующего, начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал В. Н. Чернавин, зам. начальника связи ВМФ контр-адмирал Орлов и др. (фото).
  • 10-24 июня 1983 Деловой заход под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала В. Е. Селиванова в порт Тартус.
  • 10-14 октября 1983 Официальный визит совместно с СКР «Пылкий» под флагом командующего Черноморским флотом вице-адмирал А. М. Калинина в порт Пирей, Греция. Командир крейсера капитан 1 ранга А. А. Рыженко, замполит капитан 3 ранга В. А. Гержов
  • 15 февраля25 апреля 1984 Несение и выполнение задач боевой службы в Средиземном море. Обеспечение функционирования корабельного пункта управления штаба 5-ой оперативной эскадры ВМФ СССР. Охрана воздушного пространства Ливийской Джамахирии от налетов самолетов США (НАТО). Выполнение функций КРЛД в заливе Сидра. Обеспечение открытых каналов связи с УС ГШ ВС СССР и самолетами дальней авиации, находящимися в немедленной готовности к вылету в район событий.
  • 10-14 апреля 1984 В этот особый период отношений между Ливией и США крейсер осуществляет официальный визит в порт Триполи совместно с БПК «Сдержанный» под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала В. Е. Селиванова. Командир крейсера капитан 1 ранга А. А. Рыженко.
  • 15 мая13 июня 1984 Выход КРУ «Жданов» в Средиземное море на учения «Океан-84». На борту группа высших офицеров военного отдела ЦК КПСС, начальник связи ЧФ контр-адмирал Аверин и другие. Тема учений в Средиземноморском районе: «Разгром АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА ВВС ЧФ». Командир 5 ОПЭСК вице-адмирал В. Е. Селиванов. В учениях принимали участие БПК «Комсомолец Украины», «Сдержанный», «Стройный», «Удалой», эсминцы «Находчивый», «Сознательный», БРК «Бедовый», «Неуловимый», СКР «Сильный», «Дружный», «Волк», МРК «Зарница», ПЛ К-298, разведывательный корабль «Кильдин», танкер «Десна» и др.
  • Постановка в док в Троицкой бухте. Новым командиром крейсера назначается капитан 2-го ранга В. Ю. Кудрявцев (фото ниже).
  • 11 мая30 сентября 1985 Выход на последнюю боевую службу.
  • 18 июня9 июля 1985 Деловой заход под флагом командира 5 ОПЭСК вице-адмирала В. Е. Селиванова в порт Тартус. Полтора месяца на крейсере проходила практику большая группа курсантов двух военно-морских училищ страны.
  • октябрь — ноябрь 1985 На рейде Балаклавы принимает участие в съемках художественного фильма «Чичерин», в главной роли с Леонидом Филатовым.
  • сентябрь 1986 Корабль становится в Севморзавод на последний средний ремонт и модернизацию. Командиром крейсера назначается капитан 2 ранга В.Волынский.
  • 25 января 1988 Кораблю исполняется 35 лет. Выпущен знак «Жданову 35»
  • В сентябре принимает участие в учениях ЧФ «Осень-88». Командир крейсера капитан 1 ранга А.Римашевский
  • февраль 1989 Снято наименование «Жданов». Нового не присваивалось, числился как «КРУ 101».
  • 10 декабря 1989 Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР крейсер управления «Жданов» исключен из состава кораблей ВМФ.
  • 19 апреля 1990 Спущен флаг ВМФ СССР. Разоружение крейсера и передача в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
  • февраль 1991 Экипаж крейсера расформирован. Крейсер продаётся частной зарубежной фирме на металлолом.
  • 27 ноября 1991 Буксиром «Шахтёр» уведён в порт Аланг, Индия.

Награды

  • 1956 По итогам 1955 года завоеваны кубки КБФ «Лучшей штурманской, артиллерийской и электромеханической боевым частям». Занято 2-ое место по итогам стрельб на приз ГК ВМФ.
  • 1958 Занято 2-е место по итогам стрельб на приз ГК ВМФ, первое на БФ. БЧ-1 и БЧ-5 — признаны лучшими на флоте.
  • 23 февраля 1958 Крейсер награжден Переходящим знаменем ЦК КП Эстонии.
  • 1973 Участие в артиллерийских стрельбах на приз ГК ВМФ. Крейсер занял 2-е место, 1-е место на Черноморском флоте.
  • 1981 Участие в состязаниях на приз ГК ВМФ. По итогам выполнения состязательных артиллерийских стрельб — 2-е место в ВМФ и 1-е место на ЧФ.
  • 1985 В состязаниях на приз ГК ВМФ по итогам выполнения состязательных артиллерийских стрельб — КРУ «Жданов» занял 1-е место в Военно-Морском флоте страны. Командир капитан 1 ранга В. Ю. Кудрявцев, замполит капитан 3 ранга Галяуф.

Ссылки

См. также


Примечания

  1. Когда начались демонтажные работы, представители артиллерийского отдела штаба Черноморского флота запретили заводу снимать с корабля кормовую башню главного калибра (152мм) до оформления соответствующего распоряжения правительства и выставили у четвертой башни вооруженный караул. Эти действия отражали позицию командования флотом, которое считало необходимым при изменении назначения крейсера сохранить эту башню в составе его вооружения. В феврале 1967 года распоряжением Совета Министров СССР было разрешено при переоборудовании крейсера «Жданов» под корабль управления снять с него кормовую башню артиллерии главного калибра. Однако, после повторного обращения командования Черноморского флота к С. Г. Горшкову он предложил выполнить при переоборудовании на крейсере дополнительные работы по расконсервации носовой группы башен артиллерии главного калибра, сохранив при этом, четвертую башню на крейсере
  2. ГК — главный калибр
  3. СКПВ — стартово-командный пункт управления авиацией
  4. КШУ — командно-штабные учения.
  5. Из книги «Служим Отечеству», изд. Севастополь, 1998 год:
    «В 1972 году впервые корабль управления «Жданов» использовался для обеспечения управления силами 5-ой Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Использование КУ позволило резко повысить дальность связи, надежность управления кораблями боевой службы в отдаленных районах театра и повысить живучесть управления в целом.»
 

Видео:

КРУ Жданов
Крейсер управления Жданов - к 59 годовщине.mpg
К 59-й годовщине со дня подъема военно-морского флага.Собраны некоторые фотографии о повседневной и боевой деятельности нашего корабля.Приложена музыка.Слйд-...
командиры кресера Жданов(1971-1985).avi
Собраны фотографии комндиров нашего крейсера с 1971 по 1985 годы.В кадре так же некоторые командующие черноморского флота и командир 5-й ОПЭСК.На последней ф...
Встреча ветеранов крейсера Жданов на 60-летии со дня подъема военно-иорского флага(вторая часть)
Вторя часть слайд-шоу о встрече ветеранов на 60-летии КРУ "Жданов"
Встреча ветеранов крейсера Жданов в честь 60-летия со дня подъема флага
Тридцать восемь узлов, посвящение крейсеру Жданов.
О чем еще можно делать слайд-шоу,если половина жизни отдана кораблю?.Корабли - как и люди имеют свою историю и биографию.
Боевая служба 1974 КРУ Жданов xvid
Любительская киносьемка одной боевой службы КРУ "Жданов".Бытовые будни,выход в город Александрия (АРЕ),возвращение в Севастополь.
60 лет крейсеру управления "Жданов".MP4
Встреча ветеранов крейсера "Жданов"
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home