Гурий (Степанов)

Гурий (в миру Алексей Иванович Степанов) (3 октября 1880, город Чебоксары Казанской губернии — 1938, Новосибирская область) — архиепископ Суздальский. Деятель Русской православной церкви. Учёный-востоковед.

Родился в крестьянской семье.

Содержание

Образование

Окончил Чебоксарское городское училище (1893), Чебоксарское духовное училище (1896), Казанскую духовную семинарию (1902), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1906; тема кандидатской работы: «Буддизм и христианство в их учении о спасении», удостоена студенческой Макарьевской премии). Был лучшим студентом на курсе, его кандидатская работа была признана соответствующей по научному уровню магистерской диссертации. По специальным предметам монгольского отдела приобрел настолько блестящие познания, что по окончании КазДА без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии.

Магистр богословия (1909). Доктор церковной истории (1916; тема диссертации: «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен»).

Монах и профессор

16 апреля 1905 принял монашество, с 1905 — иеродиакон, с 1906 — иеромонах.

  • В 1906—1909 — и.д. доцента по кафедре калмыцкого языка Казанской духовной академии.
  • В 1909-1910 — стажировался в Санкт-Петербурге.
  • С 29 сентября 1910 — экстраординарный профессор КазДА.
  • С 1912 — архимандрит, инспектор КазДА.
  • С 22 сентября 1912, одновременно, временный преподаватель миссионерских предметов на миссионерских курсах.
  • С 1916 — ординарный профессор КазДА по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму.

Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 по избранию от монашествующих. В 1918(?)-1919 — архимандрит Московского Сретенского монастыря. В 1919 был арестован, находился в заключении в Бутырской тюрьме, вскоре освобождён. В 1920 — архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря.

Архиерей

С 26 января 1920 — епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии, однако по прежнему управлял Покровским монастырем. 27 июня 1920 арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в заключении в Бутырской и Таганской тюрьмах. 24 марта 1922 освобожден.

В 1922—1923 проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырем, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским). В 1923 — временно управляющий Петроградской епархией. В условиях доминирования в епархии обновленцев покинул Петроград и уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии. Вскоре был арестован за «нахождение в пограничной полосе», затем освобождён.

С февраля 1924 — архиепископ Иркутский. В 1924 вновь ненадолго арестован. В ноябре 1925 был арестован в Московском Покровском монастыре по делу митрополита Петра (Полянского) и заключён в Бутырскую тюрьму. 21 мая 1926 осуждён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь, которую отбывал в Якутии. 8 октября 1928 вновь осуждён на 3 года высылки «с прикреплением к определенному месту жительства».

С 25 июня 1930 — архиепископ Костромской, с 13 августа 1930 — архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. В 1931 арестован по делу «филиала Истинно-православно церкви». В 1932 осужден на 3 года ИТЛ, срок отбывал в лагере под Новосибирском, где был вновь арестован и расстрелян в 1938.

Труды

  • Философия буддизма. // Православный собеседник. 1908. Январь, март;
  • Тайна христианской жизни. Казань, 1908 (переиздание: М., 2002);
  • Буддизм и христианство в их учении о спасении. Казань, 1908;
  • Нигилистический принцип буддийской философии. // Православный собседник. 1909. Апрель;
  • Православная миссия среди калмыков. // Православный собеседник. 1911. Июль-август;
  • Донские калмыки и история их христианского просвещения. СПб., 1911;
  • Первая православная миссия калмыков и ее историческая жизнь. // Православный собеседник. 1914. Февраль-апрель;
  • Забытая жатва. Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков. // Православный собеседник. 1915. Январь;
  • Бодимур и его критический разбор. // Православный благовестник. 1915. № 5/6, 7/8, 10, 12;
  • Очерки распространия христианства среди монгольских племен. Т. 1: Калмыки. Ч. 1-2. Казань, 1915;
  • Православная миссия ламаитов и меры к ее наилучшей постановке. Казань, 1915;
  • Der Buddhismus des Mahayana. // Anthropos. 1921/22. № 16/17; 1923/24. № 18/19.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home