Силлабо-тоническое стихосложение

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Нау́ки ю́ношей пита́ют,
Отра́ду ста́рым подаю́т,
В счастли́вой жи́зни украша́ют,
В несча́стный слу́чай берегу́т;

,)

М. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)

Содержание

Терминология

Стихотворный размер

Стопа — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Например, ямб — это последовательность из одного безударного и одного ударного слога. Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Cтихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:

__ _́_ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_

где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.

Метр и ритм в стихе

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Например, в следуещем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвертой — наоборот, добавлено.

Скучна́ мне о́ттепель; во́нь, гря́зь - весно́й я бо́лен. __ _́_ · __ _́_ · __ __ · _́_ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __
А.С. Пушкин

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха

Стихотворные размеры

Двудольные размеры

Ямб — чередование ударных и безударных слогов, начиная с безударного. Различают двухстопные, трехстопные, четырехстопные ямбы и т. д., по числу ударных слогов в стихотворной строке. Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил. __ _́_ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __
А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"

Хорей — чередование ударных и безударных слогов, начиная с ударного. Хореи, аналогично ямбам, бывают двух-, трех-, четырехстопные и т. д. Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет. _́_ __ · _́_ __ · _́_ __ · _́_ __
А.С. Пушкин

Ямб и хорей являются двудольными размерами, потому что оба основаны на стопе, состоящей из двух слогов.

Трехдольные размеры

Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_
Н.Некрасов

Амфибрахий — трехдольный размер с ударением на втором слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного амфибрахия:

Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_ __
Я и́з лесу вы́шел; был си́льный моро́з __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_ __ · __ _́_
Н.Некрасов

Анапест — трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т. д. слоги. Пример трехстопного анапеста:

Я тебе́ ничего́ не скажу́, __ __ _́_ · __ __ _́_ · __ __ _́_
Я тебя́ не встрево́жу ничу́ть __ __ _́_ · __ __ _́_ · __ __ _́_
А.Фет

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
Кузне́чиков хо́р спи́т, __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
И су́мрачных ска́л се́нь - __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ _́_ · __ __ _́_ · _́_
О. Мандельштам

История развития силлаботоники в России

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине 18 века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

До середины 19 века в основном употреблялись двудольные размеры, трехдольные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

В начале 20 века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространенным в русском языке.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home