Линейный корабль

Лине́йный кора́бль, или линко́р, — тяжело вооружённый и бронированный артиллерийский военный корабль, основными задачами которого является уничтожение кораблей противника в составе боевого соединения и бомбардировка целей на побережье. Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века. По итогам второй мировой войны, а также в связи с появлением палубной авиации и крылатых ракет линкоры, как тип военных кораблей, были признаны устаревшими. Последние линейные корабли были сняты с вооружения в девяностых годах XX века.

Термин «линейный корабль» возник во времена парусного флота, когда в бою многопалубные корабли выстраивались в линии так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику боком, а во время вражеской стрельбы — кормой. Дело в том, что наибольший урон цели наносил одновременный залп всех бортовых орудий. Появившиеся в середине XIX века паровые однопалубные корабли с малым количеством мощных орудий применяли ту же тактику и сохранили название, хотя технически они являлись фрегатами.

Содержание

Парусные линейные корабли

Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века. Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двухпалубные (то есть в которых две палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через окна в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линкоры, несущие от 64 до 90 пушек составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98—144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10—25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Паровые линейные корабли

В 1824 г. был изобретён новый тип артиллерийского заряда — фугасный снаряд, который легко разрушал и сжигал деревянные корпуса. С этого времени военные корабли начинают защищать бронёй. С изобретением в районе 1855 года надёжного парового двигателя деревянные парусники начали сходить со сцены. Часть из них была переоборудована, снабжена паровыми машинами и бронированным корпусом. Вскоре появились башенные орудия, которые могли вести огонь на обе стороны корабля, что позволило отказаться от большого числа бортовых пушек и заменить их меньшим количеством башенных. Кроме того, произошёл переход от гладкоствольных пушек к нарезным орудиям, заряжающимся с казённой части.

Последний бой парусных флотов состоялся 17 ноября 1853 года между Россией и Турцией в Cинопской бухте на Чёрном море и окончился победой русской эскадры. Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США между броненосцами «Монитор» и «Вирджиния» и окончилось ничьей.

К концу XIX века возросшее качество двигателей позволило строить линейные корабли с существенно бо́льшим водоизмещением. Типичный линкор морской державы того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 9 до 16 тысяч тонн, способный развивать скорость до 18 узлов. Толщина брони у ватерлинии превышала 200 мм, корпус разделялся вертикальными и горизонтальными переборками на герметичные отсеки. Основным вооружением являлись четыре 305 мм орудия в двух башнях, расположенных на носу и корме.

Дредноуты и первая мировая война

Русско-японская война окончательно утвердила превосходство в скорости и дальнобойной артиллерии как главные преимущества в морском бою. На основании выводов, сделанных по результатам войны, началось строительство совершенно новых типов линкоров.

Первым таким кораблём стал английский «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех линейных кораблей этого класса. Линкор с водоизмещением 22500 тонн благодаря применению нового двигателя с паровой турбиной мог развивать скорость до 22 узлов. Достижения в системах наведения орудий позволили увеличить дальность эффективной стрельбы с 10—15 до 90—120 кабельтовых. Это заставило отказаться от смешанного калибра в пользу большего числа орудий главного калибра — на больших расстояниях преимущество меньшего калибра в скорострельности нивелировалось необходимостью каждый раз ждать попадания в цель или воду для корректировки следующего выстрела. На «Дредноуте» было установлено 10 орудий калибра 305 мм, вторым калибром был противоминный 24—76 мм; артиллерия среднего калибра отсутствовала.

«Дредноут» называли «символом абсолютной мощи», его появление сделало все остальные линкоры морально устаревшими. Это существенно помогло Германии в начинавшейся гонке морских вооружений между ней и Великобританией, так как преимущество последней в 15 современных кораблей превратилось в преимущество в один «Дредноут».

Вскоре большинство морских держав перешло к строительству подобных линкоров, и в дальнейшем мощь флота того или иного государства стала измеряться количеством кораблей дредноутного типа.

Во время первой мировой войны немецкий флот открытого моря и английский «гранд флит» провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей оказалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линейных кораблей (ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года, и, несмотря на тактическую победу (было потоплено 14 английских кораблей против 11 немецких) флот открытого моря был вынужден до конца войны оставаться у берегов Германии.

Вторая мировая война

6 февраля 1922 года США, Великобритания, Франция, Италия и Япония заключили Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений. Максимальное водоизмещение военного корабля ограничивалось 35 560 тоннами, максимальный калибр орудий не должен был превышать 406 мм. Кроме того, для каждой из стран участниц ограничивалось суммарное водоизмещение всех военных кораблей (533 000 тонн для США и Великобритании, 320 000 тонн для Японии и 178 000 тонн для Италии и Франции). Действие соглашения продлилось до 1936 года, после чего гонка морских вооружений возобновилась. В последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк» (Германия), «Принц Уэльский» (Великобритания), «Ямато» (Япония), «Литторио» (Италия), «Ришелье» (Франция), «Норт Кэролайн» (США). В СССР началось строительство линкоров типа «Советский Союз» (остались недостроенными).

Вторая мировая война стала закатом линейных кораблей, так как на море появилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — палубная авиация. Находящийся в рейдерском походе немецкий линкор «Бисмарк» 26 мая 1941 года был атакован палубными торпедоносцами, потерял ход и на следующий день был потоплен двумя английскими линкорами и несколькими крейсерами после 88-минутного боя.

7 декабря 1941 года японские самолёты с шести авианосцев атаковали базу американского тихоокеанского флота в гавани Пёрл-Харбор, потопив 5 линкоров и несколько других кораблей. 10 декабря японскими самолётами был потоплен английский линейный корабль «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Линкоры стали вооружать всё большим числом зенитных орудий, однако это мало повлияло на нараставшую силу авиации.

На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линейные корабли, японские «Ямато» и «Мусаси» были потоплены авиацией, так и не вступив в бой с американскими кораблями. Последний немецкий линкор «Тирпиц», скрытый в норвежских фьордах и защищённый наземными зенитными орудиями, всё-таки был потоплен сверхтяжёлыми бомбами с английских бомбардировщиков.

Последний бой непосредственно между линейными кораблями состоялся 25 октября 1944 года в проливе Суригао, когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японский «Ямасиро».

В условиях изменившихся обстоятельств, проекты по постройке ещё бо́льших линейных кораблей (американский «Монтана» и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором вступившим в строй стал британский «Вэнгард» (1946 г.) После войны почти везде в мире линкоры были сняты с вооружения.

После второй мировой войны

США ещё несколько раз использовали линейные корабли для артиллерийской поддержки наземных операций. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси». При президенте Рейгане эти корабли были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк». «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в 1985 году, а «Миссури» и «Висконсин» вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе 1991 года. Все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века.

См. также

Ссылки


Парусные военные корабли
Бомбардирский корабль | Бриг | Бригантина | Галеон | Каравелла | Каракка | Клипер | Корвет | Линейный корабль | Флейт | Фрегат парусный | Шлюп | Шнява | Шхуна

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home