FNRS-2

FNRS-2 (после передачи французскому флоту — FNRS-3) — первый в мире батискаф, сконструированный выдающимся швейцарским учёным Огюстом Пикаром. Батискаф получил название в честь Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), финансировавшего постройку батискафа.

История батискафа

Прообразом батискафа послужил стратостат FNRS-1, также разработанный Пикаром. В батискафе лёгкая алюминиевая гондола заменена на стальную, способную выдержать давление океанских глубин, а шар с гелием на поплавок, наполненный бензином, который обеспечивал аппарату плавучесть. Модель аппарата была создана в 19371939 годах и испытывалась в лаборатории высоких давлений при Брюссельском Университете, но Вторая мировая война надолго прервала эти работы. Разработка возобновилась в 1946, на этот раз Бельгия потребовала, чтобы наравне с Пикаром проектом руководил бельгийский учёный Макс Козинс, который работал с Пикаром ещё в начале тридцатых — участвовал в стратосферных полётах FNRS-1.

Испытания FNRS-2 прошли в 1948 в Дакаре, куда аппарат был доставлен бельгийским грузовым судном «Скальдис». Вскоре после прибытия Пикар выполнил пробное погружение на глубину 25 м. 3 ноября 1948 года батискаф совершил автоматическое беспилотное погружение на глубину 1380 м. В целом испытания показали жизнеспособность идеи батискафа и практическую пригодность гондолы для глубоководных погружений. Присутствовавший на испытаниях капитан Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Но выявились также и существенные недостатки конструкции, поплавок батискафа был сильно повреждён в результате последовавшей за погружением буксировки батискафа и нуждался в реконструкции.

Бельгийский национальный фонд принял решение не финансировать доработку батискафа, в связи с чем в 1950, после длительных переговоров, он был передан французскому флоту. Огюст Пикар приглашался в качестве научного консультанта, батискаф был переименован в FNRS-3. Многие технические решения, предложенные Пикаром, были поставлены под сомнения, а французские учёные не имели достаточного опыта для самостоятельной разработки. Поэтому модификация аппарата затянулась до 1953 года, не смотря на то, что полностью сохранилась старая гондола и основные технические моменты в конструкции. В 19521953 Пикар занялся разработкой нового, более совершенного батискафа, получившего название Триест. Тем не менее, в 1953 FNRS-3 совершил ряд успешных погружений в Тулоне на глубину 750, 1500 и 2100 м, а в дальнейшем погружался на глубину около 4000 м и удерживал в течении некоторого времени рекорд глубины погружения для пилотируемых аппаратов.

Технические характеристики

  • Ёмкость поплавка — 30 м³.
  • Диаметр гондолы — 2,1 м.
  • Вес гондолы в воздухе — 10 т.
  • Вес гондолы в воде — 5 т.
  • Экипаж батискафа — 2 человека.
  • Расчётная глубина погружения — до 4000 м.

Литература

  • Jacques Piccard, Profondeur 11000 mètres, Arthaud, 1961
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home