Головин, Александр Яковлевич

Александр Яковлевич Головин (17 февраля (1 марта) 1863, Москва — 17 февраля 1930, Детское Село), российский художник, сценограф.

18811889 — обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.

1889 — посещает академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в Париже.

В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.

До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе.

Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 гг.

1912 — действительный член Академии художеств.

1928 — народный артист РСФСР

Содержание

Театральные работы

Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной сфере.

1900 — первый успех в Большом театре

  • Ледяной дом (опера) А. Н. Корещенко
  • Псковитянка (опера) Н. А. Римского-Корсакова, 1901.

1902 — приглашён в Петербург на доолжность главного художника имперских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы.

  • Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908)
  • У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908)
  • Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911)
  • Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916)
  • Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917).
  • Каменный гость (А. С. Даргомыжский (Мариинский театр, 1917)

Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.

Живопись

Работал обычно темперой и пастелью — создал колоритные пейзажи и натюрморты, а также портреты, часть из которых можно назвать художественными документами, в других присутствует и модерн, и начало импрессионизма.

Иллюстрации и графика

В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой.

Галерея

  • Павловск (1910, Третьяковская галерея (ГТГ))
  • Фарфор и цветы, (1915, ГТГ)
  • Ф. И. Шаляпин в ролях:
    • Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург),
    • Олоферна (1908, ГТГ)
    • Бориса Годунова (1912, Русский музей).
  • В. Э. Мейерхолд (темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей)

Библиография

  • А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л. — М., 1960;
  • Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., [1970].
  • Онуфриева С. «Александр Яковлевич Головин». Л., 1977.
  • Гофман И. «Головин-портретист». Л., 1981.
  • Александр Головин: Альбом. М., 1981.
  • Пожарская М. «Александр Головин». М., 1991.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home