Мельес, Жорж

Жорж Мельес (фр. Maries-Georges-Jean Méliès, 8 декабря 186121 января 1938) — французский предприниматель, режиссёр, один из основоположников мирового кинематографа.

Родился в Париже в семье промышленника. Будучи обеспеченным человеком, Мельес отдавал много времени своим увлеченьям, среди которых основное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. Вкачестве иллюзиониста он выступал принадлежавшем ему театре «Робер-Уден». В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Не сумев купить у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор (он предлагал большие деньги, но Люмьеры отказали, так как пытались сохранить монополию на новое развлечение, полагая, что оно очень скоро выйдет из моды и нужно ковать железо, пока горячо), Мельес нашёл возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать.

Уже в 1896 году он нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки, кашировании и других трюках. В 1897 году Мельес основал собственную студию в своём поместье в Монтрё и начал активное производство короткометражных кинофильмов.

Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (все действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера.

Мельес также снимал «псевдохронику» — постановочные сюжеты, воспроизводившие для зрителей реальные события. Например, известные снятые им короткометражки «Дело Дрейфуса» (L’affaire Dreyfus, 1899), «Коронация Эдуарда VII» (Le couronnement du roi Édouard VII, 1902) и другие. Для некоторых из них, как для «Извержения вулкана на Мартинике» (Éruption volcanique à la Martinique, 1902), Мельес также использовал спецэффекты.

С 1896 до 1914 года Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут. Пожалуй, из его работ наиболее известна комедия «Путешествие на Луну» (1902) — первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.

Мельес пытался зарабатывать, продавая кинотеатрам для показа копии своих фильмов, но самый крупный рынок — американский — оказался для него закрыт, так как Томас А. Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм — в том числе фильмы Мельеса. В результате, Мельес не получил практически ничего за показ своих фильмов в США и в 1914 году вынужден был продать студию. Негативы своих фильмов он в припадке ярости сжёг.

Мельес долгое время работал продавцом игрушек на Монпарнасе. О его вкладе в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Кинематографическое общество приютило его, совершенно разорённого, в замке Орли, где он и прожил остаток жизни.

За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почётного Легиона. Он скончался в Париже и похоронен на кладбище Пер Лашез.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home