Мумия (фильм, 1932)

Мумия
The Mummy
Жанр Ужасы
Фантастика
Рейтинг [[Система рейтингов Американской киноассоциации|]]
Режиссёр Карл Фройнд
Продюсер
Автор
сценария
В главных
ролях
Борис Карлофф
Зита Йоханн
Дэвид Мэннерс
Артур Байрон
Эдвард ван Слоун
Оператор
Композитор
Кинокомпания Universal Pictures
Длительность 73 мин.
Бюджет
Страна США
Год 1932
Приквел
Сиквел
IMDb [1]
IMDb ID {{{imdb_id}}}


«Мумия» (англ. The Mummy, 1932) — художественный фильм Карла Фройнда, один из ряда знаменитых фильмов ужасов студии Universal начала 1930-х годов.

Содержание

Сюжет

В 1921 году археологическая экспедиция Британского Музея под руководством сэра Джозефа Уэмпла (Артур Байрон) обнаруживает в Египте саркофаг с мумией жреца Имхотепа и закрытый ящик, на котором написано предупреждение о проклятии тому, кто откроет его. Каирский врач и мистик доктор Мюллер (Эдвард ван Слоун) уговаривает Уэмпла не идти против древней магии. Ральф (Брэмвэлл Флетчер), молодой ассистент Уэмпла, вскрывает ящик и успевает переписать первые фразы древнего папируса Тота, которым, по преданию, Исида оживила Осириса. Прочтения даже части текста оказывается достаточно, чтобы Имхотеп ожил, похитил папирус и сбежал. Проклятие сбывается — увидев ожившую мумию, Ральф сходит с ума.

В 1932 году другая экспедиция Британского Музея, участником которой является Фрэнк, сын Джозефа Уэмпла (Дэвид Мэннерс), получает от местного богатого историка-любителя Ардет-Бея (Борис Карлофф) указание на место, где может быть найдена гробница принцессы Анксенамун. Гробница действительно найдена, она запечатана магической печатью Семи Шакалов и не разграблена. Археологи с триумфом передают найденные сокровища и мумию принцессы в Каирский Музей, где открывается специальная экспозиция.

После закрытия музея возле витрины с телом Анксенамун остается Ардет-Бей (на самом деле он — оживший Имхотеп), который разворачивает папирус Тота и начинает «звать душу» принцессы. На этот зов откликается Хелен Гровенор (Зита Йоханн), дочь губернатора Судана и египтянки из древнего рода. Она входит в транс и, покинув великосветский бал, едет на такси к Каирскому Музею. В это время охранник музея обнаруживает Ардет-Бея возле мумии, пытается вызвать подмогу, но умирает, успев лишь вырвать у Ардет-Бея папирус. Поднята тревога; Ардет-Бей исчезает, а папирус Тота попадает в руки к Джозефу Уэмплу.

Хелен под действием заклинания приезжает к музею, однако двери заперты, и Хелен тут же на крыльце лишается чувств. Фрэнк, его отец и доктор Мюллер отвозят ее в дом к Уэмплам. Оставаясь без сознания, Хелен произносит несколько фраз на древнеегипетском, называя имена Имхотепа и Анксенамун. Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер заключают, что она одержима древним заклятием, связывают это с находкой папируса и догадываются, что именно произошло с мумией Имхотепа десять лет назад.

Хелен приходит в себя и они с Фрэнком мгновенно влюбляются друг в друга. Однако вскоре в доме появляется Ардет-Бей, который узнает в Хелен новое воплощение Анксенамун и пытается завладеть ее сознанием. Его попытку пресекают Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер. Ардет-Бей вынужден уйти. Доктор Мюллер дает Фрэнку, за жизнь которого он особенно беспокоится, древний талисман Изиды, оберегающий от злого колдовства. Хелен, которая обессилена борьбой с чарами Ардет-Бея, вынуждена остаться в доме Уэмплов.

Профессор Уэмпл пытается сжечь папирус Тота, но заклинание Ардет-Бея убивает его. Папирус Тота снова оказывается у Ардет-Бея, который призывает к себе Хелен и показывает ей в магическом зеркале историю об Имхотепе и Анксенамун. Хелен возвращается домой — Ардет-бею нужно время, чтобы подготовить обряд переноса души Анксенамун в тело Хелен. Вскоре он снова начинает призывать девушку к себе — на этот раз для того, чтобы совершить обряд. Фрэнк сначала пытается удержать Хелен, но доктор Мюллер уговаривает его отпустить ее, чтобы узнать, где находится Имхотеп и застать его врасплох.

Заклинание Имхотепа едва не убивает Фрэнка, но тот успевает защититься амулетом и всего лишь теряет сознание. Хелен одна уходит к Ардет-Бею; тот пробуждает в ней душу Анксенамун, ведет в музей и убеждает добровольно принять ритуальную смерть на алтаре, чтобы он мог с помощью папируса Тота и вернуть ее к жизни в бессмертном теле — сделать ожившей мумией, такой же, как и он сам. Для того, чтобы «освободить душу» Анксенамун, он сжигает мумию своей возлюбленной. Хелен не хочет умирать, однако обратного пути у Имхотепа уже нет. Для того, чтобы вернуть Анксенамун, он должен убить Хелен, и он готов сделать это во что бы то ни стало.

В этот момент в Музей врываются Фрэнк Уэмпл и доктор Мюллер. Имхотеп пытается одолеть их, однако амулет оберегает англичан от его заклинаний. Хелен-Анксенамун взывает к древней магии Египта и обращают на Имхотепа гнев Старых Богов. Статуя Исиды поднимает жезл. Проклятый папирус пылает на алтаре. Имхотеп умирает.

Факты

  • Пьеса Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера, по которой предполагалось поставить фильм, называлась «Калиостро» («Cagliostro»). Впоследствии она была переписана «под Египет» Джоном Балдерстоном с целью поэксплуатировать интерес публики к находке знаменитой гробницы Тутанхамона.
  • Фильм стал режиссерским дебютом Карла Фройнда, оператора, который работал с камерой на съемках в том числе таких немецких фильмов, как «Голем» и «Метрополис», а после переезда в США — «На Западном фронте без перемен» и «Дракула».
  • Грим для роли Имхотепа разрабатывал Джек Пирс. Тщательное наложение грима для съемок крупных планов занимало у него и Бориса Карлоффа до восьми часов в день.
  • Эпизод воспоминаний Имхотепа о событиях древности намеренно снят в манере немого кино — без реплик, с характерной выразительной жестикуляцией и мимикой персонажей и даже слегка измененной скоростью съемки.
  • В первоначальном варианте фильма был большой эпизод, показывавший цепочку реинкарнаций Анксенамун в разные эпохи истории. Этот материал был целиком удален из прокатной версии фильма по требованию цензуры и считается утраченным. Единственным остатком этого эпизода является упоминание в титрах так и не появляющегося на экране Генри Виктора в роли «саксонского воина».
  • Некоторые ситуации и мизансцены фильма почти точно имитруют ситуации и мизансцены фильма «Дракула» — первого сверхпопулярного звукового ужастика студии Universal.
  • Имя «Имхотеп» стало настолько известным среди киноманов в связи с темой Древнего Египта, что это вызвало его пародийные упоминания в кинокомедии «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (Astérix & Obélix: Mission Cléopâtre, 2002) — оно используется там в качестве «древнеегипетского междометия» и как название коктейля.

Продолжения и римейки

  • В 1940-х годах были сделаны несколько прямых и косвенных продолжений и римейков этого фильма:
    • «Рука мумии» (The Mummy’s Hand, 1940)
    • «Гробница мумии» (The Mummy’s Tomb, 1942)
    • «Призрак мумии» (The Mummy’s Ghost, 1944)
    • «Проклятие мумии» (The Mummy’s Curse, 1944)
  • Популярнейший блокбастер Стивена Соммерса «Мумия» (The Mummy, 1999) достаточно верен сюжетной идее исходного фильма, хотя по событийному ряду и интонации ушел от него очень далеко.

Ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home